понедельник, 13 августа 2012 г.

Семинар Хенрикса, день 7: перелет над облаками из Италии в Словению

День начался с СМС от Герольфа:

Hi all, looks like we should go to Gemona Today. See you at 9am at briefing 'Race ready'. Bring you passports and glider plates!

Ну вот, думаю, опять ломиться черти куда за 150 км ради сомнительного шанса наконец-то улететь куда-нибудь... Ан нет, в итоге день оказался очень даже неплохим (по сравнению с предыдущими): маршрут около 40км, перелет из Италии в Словению, а на десерт мое любимое - полеты над облаками!

Подо мной облака - и горы
солнечной Италии

Под катом непутевые заметки по порядку.

На брифинге Герольф поставил весьма выполнимый таск: старт в Бордано, прыжок через долину шириной 8 километров над рекой с облетом зоны усиления ветра (вследствие эффекта Вентури), выскребание на гребень хребта и путешествие по нему на восток на 30 км, осложненное разве что прыжком через 5-километровую "канаву" посреди гряды.

Женя гипнотизирует экипаж, настраивая
на хорошие полеты

Дорога в Италию отличается такой особенностью: можно выбрать предложенный навигатором короткий маршрут и доехать серпантинами за три часа, а можно выскочить кругалем на автобан и добраться длинным путем за полтора. 

Штатная посадка в Джемоне

Когда приехали на место, отец Артура глубокомысленно сообщил: "Бордано! Красиво здесь, но знал бы я, что вы меня сюда потащите - ни за что бы не поехал!" 

Серпантин заезда на старт в Бордано
на дисплее навигатора

Оказалось, все дело в дороге на старт, построенной еще во времена второй мировой, и представляющей собой узкую (шириной в один автомобиль) полоску бетона, взбирающуюся вверх по почти вертикальному склону на высоту 900 метров.

Поворот над обрывом

На деле заезжать оказалось не так и страшно: итальянцы облагородили путь, понаставили парапетов... правда, расширять не стали, и разъзжаться со втречными авто тут было весьма проблематично - кому-то всегда приходилось сдавать назад. Говорят, самый экстрим - это ехать вних, но я предпочел вниз лететь ;)

Блаженный тенек на пути наверх

Сам старт оказался весьма добрым и приятным.

Вид на старт


Нам, уже привыкшим за время семинара стартовать в штиль и чуть ли не с попутным ветром, мягкий бриз в лоб казался совсем халявой.

Дельтапланеризм какой он есть

На брифинге перед самым стартом Герольф несколько изменил задачу, предложив игнорировать несколько точек маршрута. Кстати, с удовольствием для себя отметил, что языковой барьер на понимание английской речи почти полностью снят - в какой-то момент я обнаружил, что мозги уже не скрипят над пониманием смысла речи, произносимой мастером.

Герольф Хенрикс и ученики

Стартовали - Сначала Нома, японский тест-пилот фирмы Мойес, потом Артур, за ними, немного подождав, пока к старту подойдет поток, я. 

Стартовый уклон - с видом на горное озеро

Вид со старта на Гемону

Далее в иллюстрациях - скриншоты с камеры, установленной на моем дельтаплане.

С самого начала я выбрал правильную тактику - стартовал, увидев признаки потока, а после искал подъем и пузыри над уже вершинками, а не в долине, засчет чего потихоньку выкарабкался на высоту 150 метров над стартом.

Выпариваю над стартом. Красиво вокруг,
но на полюбоваться времени нет - 
погода довольно слабая и требует
сосредоточенности.

В какой-то момент увидел крутящего неподалеку Герольфа, и, прибежав к нему под крыло, выбрал еще 250 метров. Иногда создается впечатление, что это не он находит термики, а термики образуются под ним. Туда же быстро подтянулись остальные парни.

Я и Петя - крутим один поток


После этого я немного ступил, полетев искать еще поток, и потерял метров 150, в то время как остальные уже прыгнули через 8-километровую пропасть к следующей точке пути. Стравив указанную высоту, я последовал за ними, но по пути над пупырем нашел слабый поток и, набрав в нем 100 метров, пришел к склону не ниже остальных. Ребята еще близковато подходили к краю и в зоне усиления ветра по Вентури немного ухудшили свой глайд.

Я на глайде в направлении хребта, стараюсь
подойти к нему спереди

Потом, подойдя весьма близко к склону и почти все время видя свою тень на острых скалах, я довольно быстро выбрался в бризе и сильных присклонных термиках на гребень, откуда, набирая в зоне конвергенции, побежал на восток - в сторону собравшихся над хребтом туч. 

Уфф - выбрался на вершину хребта.
Прямо по курсу - гора, с которой стартовали

Кручу поточек уже над вершиной

В конвергенции над хребтом - хорошо...

Тучи, неся с собой мощный дождь, медленно сносились северным ветром вправо, и я их потихоньку облетел слева по самому краешку, набрав в предоблачном динамике сотню-другую метров выше облачной базы. Ох как я люблю летать над облаками! 

Облетаю тучи слева, набирая при этом
в "облачном" динамике

Знали бы вы, как я люблю
смотреть на облака сверху!

Пролетаю над маленьким облачком

Так, периодически протыкая мелкие прозрачные облачка, я добрался до 5-километровой "канавы", разорвавшей хребет и сходу прыгнул в нисходняк, царивший над ней. 

Перепрыгнув "канаву", я снова увидел
свою тень над вершиной...

На ту сторону добрался, имея всего пять десятков метров над вершиной (в начале прыжка были сотни), но быстро нашел поток, подаривший мне еще 400 метров...

Оттуда я двинулся дальше, но термичка над мокрой от недавнего дождя долиной, была слабой, и все сложнее мне было находить следующий термик, а над гребнем конвергенция держать почти перестала. Пролетев километров на 5 дальше поворотной точки (там хребет становился ниже), я провалился ниже вершин. В какой-то моментт я даже выбрался в потоке снова на 400 метров вверх, но после этого хорошего подъема уже не попадалось. Мне оставалось чесать склоны и думать о посадке.


В погоне за тенью - чешу лохматые
словенские склоны

Через 30 минут спидглайдинга над лесом, я опустился на критическую высоту и стал планировать посадочную глиссаду. Как  и ожидал, по GPS удалось определить долинный восточный ветер и я выстроил посадку против него, однако над самой землей меня ожидал неприятный сюрприз в виде попутных 2-3 метров в секунду.

Не очень красиво, хоть и без особого падения (проскользнули ноги, повазюкал подвеской по земле) приземлился и обнаружил, что на спидбаре нет GPS-трекера, выданного Герольфом. Прочесал всю траву вокруг места, куда забомбился - нету! 

Место посадки - уже Словения!

В это время ко мне на спину приземлился Петя - ох как я был рад компании русского коллеги!

Петя показывает результаты полета
на дисплее Compeo

К счастью, приехавшая за нами Маша, привезла с собой ноутбук Пети, мы посмотрели видео с закрепленной на моем дельтаплане камеры, определили ориентиры момента, когда я потерял на посадке трекер - и, уже в сумерках, отыскали его на склоне. Так что скоро запощу в Леонардо треклог и с этого полета.

Маша - доблестный драйвер подбора!

За проявленные отвагу и доблесть в подборе нас с Петей, его жена Маша после разбора полетов получила преходящий приз и звание принцессы дня.

Собственно, вот и весь рассказ. Маршрут не особо сложный и длинный, но интересный, и после дней полетов сверху вниз - долгожданный.

Удачи вам, хорошего настроения и приятных полетов!
Ваш Шелавин Андрей.

6 комментариев:

  1. Я влюбілся в твой блог, Андрюха :)
    Слушай, а какім макаром ты фоткаешься в полёте? Камера куда-то прікрепляется?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лех)
      Камера GoPro, мне ее Герольф одолжил на пару полетов
      Она крепилась на килевой трубе тогда
      Вчера летал с закрепленной на крыле - скоро выложу и про это пост ;)

      Удалить
  2. Красивое место. Точно такой же маршрут мы летали в прошлом году, Лысенко даже вернулся обратно. Местные говорят, что быстрее - лететь с Бордано на более северный хребет, и с него перескочить через разрыв на хребет Стола. Только там посадок мало. Ещё от Кобарида рукой подать до Толмина - на Кырн через Мерзлый Верх и до Кобалы.
    А серпантина отец Артура не зря боялся - в прошлом году он по нему ехал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, очень красивые места, можно залюбоваться все термики пропустить)
      С северного хребта... да, наверное, можно
      Надо будет там еще полетать)

      Удалить
  3. Baccarat – What's It Like To Play Baccarat? - Free Online
    Baccarat is 바카라 one of the most exciting 인카지노 casino games out there. Here's how you play the game in real-time: 1-2 players. choegocasino

    ОтветитьУдалить