понедельник, 17 сентября 2012 г.

Мастер-класс Денниса Пегина в Монте-Кукко

В конце августа этого года известный дельтапланерист, теоретик планерного спорта и автор нскольких отличных дельтапланерных книг Деннис Пегин проводил семинар по полетам кросс-кантри для молодых пилотов в местечке Монте-Кукко, Италия.


Будучи благодарным читателем книг Денниса (а некоторые из них я зачитал практически до дыр), я еще весной решил, что должен попасть на этот семинар несмотря ни на что. Данная задача была выполнена, и под катом вы можете почитать о том, что из этого получилось. Фотографии мои и Петровича.

Кстати, жена одного из инструкторов Дафни во время первых дней семинара вела в своем журнале видеоблог, и у нее это удалось весьма прикольно: ladeesse7.blogspot.com/
Я приехал на этот семинар после другого, несколько более продвинутого в плане сложности и уровня решаемых задач, и иногда организация полетов и некоторые другие аспекты меня  малость расстраивали. Но это не помешало учиться новому и хорошо закрепить старое.


Первый брифинг. Слева - Деннис,
в центре кадра - инструктор Кос


Во время лекции

Помимо Пегина в воздухе работали еще два опытных инструктора, Кос и Харм, и благодаря этому все студенты могли поделиться на три группы для выполнения тасков после утренних лекций-брифингов. Инструкторы имели  хороший опыт полетов такими малыми группами, и я только диву давался, как они ухитрялись удерживать студентов своего "гагла" вокруг себя и никого не терять. Еще бы: Харм, например, работает инструктором по аэробуксировке за Драгонфлаями в Германии и очень часто занимается чем-то таким, а Кос регулярно летает маршруты лидером небольших групп из друзей и своих женщин в тех краях.


Гагл собирает крылья на старте
(русские давно собрались)


Сумерки в итальянских горах

Что касается погоды в Монте-Кукко, то она после чахлых сопелек Грайфенбурга показалась мне полной халявой: дульник и рваные, но сильные и высокие потоки в первой половине дня вечером превращались в ровное "молоко", позволяющее пролетать те же маршруты вдоль хребтов чуть ли не без единой спирали. Слабая погода в местечке Tri Pizza в первые дни с успехом компенсировалась более сильной в Монте-Кукко в последующие, за 6 дней мне удалось налетать маршрутами 25 часов.


Учлет на прогулке


Лекция на свежем воздухе

Но, особенно поначалу, инструкторы и местные пилоты вели себя несколько... странно: вместо того, чтобы выезжать на гору пораньше и стартовать к началу термички, они первую половину дня тупили, а прыгали в воздух только к началу упомянутого "молока". Это меня довольно сильно бесило. Создавалось впечатление, что люди придумывали любые поводы лишь бы хоть сколько-нибудь оттянуть момент старта. То ли в сиесту у них летать не принято, то ли они все так турбулентности боятся... Более того, это заражало нерешительностью и  студентов.


Андрюха Петрович держит мой дельтик,
чтобы не улетел, пока я отхожу по делам

В итоге из-за этого я так почти и не полетал с назначенными мне инструкторами за время семинара: почти каждый полет начинался с того, что я, назвав остальных улитками, стартовал один, час-полтора болтался в районе старта в ожидании своего инструктора а потом, узнав от него по рации, что он, мать его, еще полчасика подождет, летел выполнять поставленные таски в одиночкку. Один раз по этому сценарию я уже пролетел поставленный 40-километровый треугольный таск   дважды (второй раз, правда, чуть изменил маршрут, чтобы  было интересней), и только в самом конце встретил остальных, которые только приступали к выполнению упражнения...


Инструктор Кос, будучи сам медиком,
читает лекцию про стресс и правильное
питание во время XC

Ночной гость


Данная ситуация настолько меня расстраивала поначалу, что в какой-то момент, узнав о том, что ожидается теплый фронт, я даже начал думать о том, чтобы свалить в Питер раньше времени. И сделал бы это, если бы нашел недорогие авиабилеты. Но, к счастью, погода в последующие дни поменялась в лучшую сторону, а я начал относиться к происходящему более философски. И начал осаждать инструкторов вопросами, касающимися больше инструкторской практики, чем самих полетов кросс-кантри, что позволило разжиться интересным опытом из другой области летной деятельности.


Сборка дельтика в ночи

Но несмотря ни на это все, мне удалось полетать в Монте-Кукко, как мне кажется, весьма неплохо. В лучшие дни доводилось как повыживать в турбулентных дообеденных пузыриках и почесать склоны, так и померзнуть под облачной базой на высоте за 3100. "Официальные" задачи семинара все были легко выполнимы, максимум ставили треугольник фаи 60км, но и своих собственных целей у меня было предостаточно.


Окрестности старта в Tri Pizza


Вид со старта в Tri Pizza

И, надо отдать должное, другие участники семинара не испытывали таких же смешных проблем. Летали культурно и группами, старались, учились у инструкторов, получали советы в полете, расширяли рамки и постигали новое. И, кстати, продвинулись весьма неплохо. Думаю, вернувшись домой, все они смогут летать неплохие маршруты самостоятельно и на новом для себя  уровне.


Я несу дельтаплан после посадки
рядом со стартом


Мы пришли с миром!

Отдельно хочу похвастаться успехами моих друзей, классных ребят из России, с которыми мы летали на пегиновском семинаре: Жени, Андрюхи (Петровича) и Димы (Prog). Парни, надо сказать, и до семинара показывали неплохие результаты, но за неделю полетов то ли нормально разлетались,  то ли офигенно продвинулись. Каждый вечер мы  своей тусовкой собирались отдельно на  разбор полетов и анализ треков, и день за днем я видел на экранах мониторов все более уверенные, качественные и далекие полеты в их исполнении. Это при том, что погода имела тенденции к ухудшению. А в крайний летный день семинара Димон с Андрюхой прочувствовали специфику вечерних летных условий и пролетели часть маршрута кроссвинд даже лучше, чем  я сам на своем безмачтовике. Однозначно, на протяжении всего семинара русские парни летали увереннее и сильнее остальных участников, это отметили все инструкторы. Браво!


Разбор полетов в нашей русской тусовке


Вид на Монте-Кукко с официального
лендинга

Конечно, для меня самого семинар вовсе не прошел даром, я вынес из него очень хороший опыт, и в первую очередь:

  1. В спокойных и добрых условиях, ориентируясь на ощущения и других пилотов в гагле, я освоил управление своей КомбатэЛлой на новом уровне, попробовал на практике и отработал многие вещи, о которых рассказывал Герольф Хенрикс.
  2. Несколько усмирил некоторые собственные амбиции и лишний раз пересмотрел вопросы безопасности во время горных XC. Я немного перестроил свои планы на обучение и хорошо закрепил некоторые полезные навыки.
  3. Внимательно понаблюдав за подходом и действиями пегиновских инструкторов, пришел к выводу: красивым и безопасным маршрутным полетам на дельтаплане не только можно, но и нужно учить. (Во многих клубах России почему-то считается, что этому каждый пилот должен обучаться сам - по книгам, советам друзей, во время соревнований.) На семинаре мне показали, как опыт XC можно передавать весьма доступно и довольно безопасно.



"Никогда не летайте в облаках, дети мои!"

Так что я могу утверждать, что семинар Пегина оказался для меня нисколько не менее полезным, чем для все остальных участников.


Мой единственный бомбаут за семинар


И все же, общий вывод по мероприятию я сделал двоякий. Тем, кто уже обладает неплохим маршрутным опытом, на семинаре придется ставить особые цели. Весь теоретический материал лекций можно найти в русском переводе книги Денниса Performance Flying, если вы ее прочли хотя бы раз, то что-то новое вряд ли услышите. Самостоятельные жесткие тренировки с тасками на пределе возможного и полеты на соревнованиях поднимут ваш уровень все же лучше.


Деннис Пегин

Но для пилотов, не пролетевших еще своей первой сотни маршрутных километров или никогда не летавших в горах данный курс не то что желателен, но даже необходим. Буду настоятельно рекомендовать всем нашим молодым дельтапланеристам поехать на него в следующем году. Кстати, Деннис всерьез подумывает о том, чтобы провести его в милой моему сердцу Болгарии - это для многих будет и дешевле, и доступней. Так что следите за новостями и думайте - многим русским пилотам там будет дарован шанс очень хорошо проапгрейдить свое отношение к небу.


Наш гагл

Удачных полетов и хорошего настроения!
Ваш Андрей Шелавин.

2 комментария:

  1. Семинар действительно стоит того, чтобы его посетить будучи чайником. Особенно нам повезло, что Андрюха был с нами и рассказывал нам кучу полезных вещей. Спасибо!

    ОтветитьУдалить