суббота, 27 апреля 2013 г.

Околчица

Несколько дней назад мы ездили летать в одно удивительное место - на вершину Околчица, расположенную неподалеку от болгарского города Враца. С первого же полета я полюбил этот край  и теперь намерен возвращаться сюда снова и снова, когда только погодные условия будут позволять летать тут. Вернувшись в Сопот, я решил составить описание этого места.

Вкратце. Место вот такое:


Краткая характеристика места

Дальше подробнее...
Старт Околчица находится в северо-западной части Болгарии, в 200 километрах езды от Сопота (130 км по прямой). Здесь имеется оборудованный рампой дельтапланерный старт под восточный или северный ветер с авсфальтированной дорогой подъезда.  Высота старта: 1000 метров над уровнем моря, превышение над посадкой - примерно 700 метров (+-100 в зависимости от того, куда соберетесь садиться).

Окрестности старта Околчица

Заезд отмечен на карте. Двигаясь по автомагистрали со стороны Ботевграда, на самом подъезде к Враце нужно свернуть налево по указателю на Околчицу (там стоит не стандартный дорожный, а специальный туристический указатель коричневого цвета). Дополнительный ориентир - за 500-700 метров до этого поворота расположены две заправки RomPetrol по сторонам дороги. Свернув с магистрали, остается просто ехать, никуда не сворачивая, по серпантину, который и приведет вас куда требуется. Серпантин ведет к памятнику Христо Ботеву и старту, где и обрывается.

Памятник Христо Ботеву


Памятник установлен в честь подвига национального героя Болгарии Христо Ботева и его революционного отряда, которые отдали свою жизнь за освобождение страны от османского владычества. Рядом с памятником имеется каменный план сражений во Враченском Балкане. Посетители оставляют на нем монетки.


В качестве старта эту гору используют как парапланеристы, так и дельтики. Причем, первые пользуются маленьким склончиком над дорогой, обращенным к северу.


Вид с парапланерного старта

Уклон там весьма мал, обыкновенно там дует косяк, воздух турбулентен, на земле камни, впереди дорога и за ней кусты, где, схалявив на разбеге, можно  легко и элегантно свить гнездо. Короче, для дельтапланеристов этот старт вряд ли представляет какой интерес.

Панорама парапланерного

Дельтапланерный же старт представляет собой две рампы, расположенные под острым углом одна к другой. Сейчас используют только правую рампу, смотрящую на северо-восток.

Разгонная площадка рампы

Другой лучше не пользоваться без предварительного ремонта и стрижки окружающих ее кустов.


Дельтапланерный старт - рампа

Кусты вокруг используемой рампы подчищены, но только спереди, а справа и слева растут деревья повыше, от них бывает турбулентно при боковом ветре.


Выход на старт по железке. 

Подход к разгонной площадке рампы железный, острые края могут поцарапать карбоновый спидбар. Обычно там лежит специальная досочка, подкладывайте ее.



Вид с рампы на сборочную
площадку

Несмотря на кусты с боков, большой сложности старт обычно не представляет, просто надо всегда хорошо разбегаться и исключить "спекулирование" тангажом: экранный эффект на рампах, как правило, отсутствует.

Так выглядит старт с рампы
в Околчице

Штатная посадка находится прямо под стартом, в 200 метрах к западу от заправки РомПетроль. При нас на ней не было посевов, поле было покрыто мелкой сочной зеленой травкой. Но рядом все было перекопано и засеяно.

Вспаханное поле рядом с посадкой

Небольшой уклон от подножий нисколько не мешает. Размер лендинга примерно 300х500 метров.


Штатный лендинг

Небольшой совет водителю подбора. Лендинг находится рядом с автострадой. Если двигаться по ней, соблюдая ограничивающие движение знаки, до разрешенног разворота через разделительное ограждение можно укатить километров на десять-пятнадцать. Но нарушать правила и разворачиваться в технологических разрывах и нарываться на полицию не нужно. Просто сверните на первый же после лендинга асфальтовый съезд с магистрали и держитесь правее -  найдете "подлаз" (болг.) под шоссе и нормальный выезд с него на полосы обратного направления.

Проживание. Прямо на старте есть несколько заброшенных домиков типа "Бунгало" - остатки турбазы. Никто не помешает поставить палатку рядом или даже внутри. Однако воды поблизости там не найдется.


Деревня Паволче с воздуха

При этом в двух деревнях, расположенных на серпантине заезда наверх, - Паволче и Челопек - вы увидите множество табличек "Самостоятелны стаи". Это не что иное, как гостевые комнаты, где можно остановиться за небольшую плату 6-10 евро в день. Там будут все удобства.

Панорамка сборочной площадки
Справа - те самые бунгало, о которых
я говорил

Еще одна панорама старта

Теперь о полетах. Окрестности Врацы восхитительны. Вертикальные скалы, чем-то даже напоминающие всем известные Доломиты, на них видно многочисленные выходы пещер, имеются и туманные снежники на горизонте...


Выходы пещер на отвесных скалах

Пока что нам не удалось полетать  над самыми красивыми местами с камерой, но в будушем я хочу обязательно эти места заснять.


Вид на старт с воздуха

Еще один вид на старт с воздуха:
чуть подальше

Так что ограничусь небольшим количеством  скриншотов и фотографиями с земли.


Под базой где-то над Околчицей

В летном отношении место очень интересное. Хотя склон старта и северный, термики при нем все равно имеются и зацепиться за них обычно нетрудно.

100 метров над стартом

Летать можно как вдоль основного хребта (причем это вовсе не скучно, он очень красив), так на север, через равнину. Там имеется множество хребтиков поменьше, размером с Клемуху, и холмов, которые прекрасно "работают". На юге расположена 30-километровая зона сплошных гор без посадок, но аккуратно летать можно и там.


Рельеф окрестностей старта
примерно таков

Очень интересно летать на восток и юго-восток, там между высокими горами есть множество ровных широких полей, а перелеты возможны на очень большие расстояния. Один из маршрутов, которые надо будет обязательно тут пролететь в подходящую погоду - пересечение главного Балканского хребта в районе Ботевграда, а потом  в сторону Сопота или даже дальше. На запад и юго-запад так же можно очень хорошо летать через Монтану, вплоть до самой Сербии.


Справа - город Враца

Как уже сказал, над самыми красивыми местами полетать с камерой и их заснять нам так пока не удалось, поэтому я добавил несколько фотографий из сети. Того, что видно с воздуха, они и на десятую долю не передают, но все же.





С 27 июля по 4 августа 2013 года тут пройдет национальный чемпионат Болгарии по дельтапланеризму. Присоединяйтесь ;)

Красивых вам полетов и солнечного настроения!
Ваш Андрей Шелавин.

Пилот на фото и видео: Николай Малков

Комментариев нет:

Отправить комментарий