Здесь, в Сопоте, для того, чтобы пилоты могли удовлетворять свою врожденную или приобретенную страсть, есть все: высокий старт, средство туда забраться, горный хребет, хорошо прогреваемый солнцем его южный склон, досягаемая просторная посадка и воздух, очень много воздуха!
Обо всем по порядку. Как я уже писал, из центра Shambala на старт на абсолютную высоту 1400 метров ведет кабельный подъемник со спаренными сиденьями. Маршрут подъема проходит крутой маленькой долинкой и заканчивается приемным пунктом и домиком. Это все расположено вот так:
Отмеченная посадка является приоритетной по тем причинам, что там во-первых, нет проводов и канав, во-вторых, там гарантированно ничего не засеяно, а, в-третьих, рядом с ней заправка Лукойл с флагами, по которым всегда можно смотреть направление ветра. А еще там ловит вайфай и по соседству пасутся очень трогательные лошадки ;-D
Вообще можно садиться на любое поле в долине, но всегда надо внимательно следить за канавами орошения, наличием столбиков виноградников и столбов с проводами. Парапланеристы садятся на площадку прямо рядом с подъемником (вы можете ее увидеть на фото с моим дельтиком из предыдущего поста), для обладателя тормозного парашютика посадка там не особо сложна, но:
1. площадка весьма мала (100х60м)
2. окружена высокими преградами, такими как деревья, дома, холм, и на малой высоте там весьма турбулентно
Поэтому лучше планировать посадку в отмеченном мною места. Автомобиль можно оставить тут же, на парковке в Shambala, от посадочной площадки до нее идти около 40 минут быстрым шагом, но можно и заранее оставить у обозначенной выше заправки.
Подъем на старт подъемником Sky Lift (стоит удовольствие 3 евро) c дельтапланом имеет свою специфику. Вообще служащие Shambala давно привыкли к тому, что надо грузить на сиденья велосипеды, парапланы и 6-метровые клюшки и всегда объяснят, как и что делать. Тут две трудности:
1. Во время поездки надо следить за тем, чтобы крыло не цепляло ни кусты (снизу), ни (сверху) опоры подъемника. В сильный ветер подъем требует особого внимания, уронить клюшку - просто.
2. Если ты первый и на линии подъема живых людей не наблюдается, подъемник для комфортной посадки остановят, но в противном случае придется запрыгивать на сиденья на ходу и ловить очень быстро заброшенный на соседнее сиденье дельтаплан.
Поза героя на протяжении подъема примерно такова:
Подъем занимает 20-25 минут, наверху работники лифта помогут снять клюшку, но слезать все равно придется на ходу. Если по пути дельтаплан упадет, спрыгивать нельзя.
Мой рецепт: одеваешь рюкзак подвески одной лямкой на шею а-ля коробейник, а крыло просишь уложить тяжелым концом вперед. Тогда во время поездки крыло будет лежать на двух точках опоры (спинка и страховочная ручка), при этом оно будет наклонено вперед, но передний конец до кустов не дотянется, а задний (за этим надо проследить) можно будет сдвинуть вправо так, что он гарантированно не зацепит ролики опоры. Заранее предупредите работников, какой стороной вниз класть на тележку крыло и где у него центр тяжести.
Наверху, выходя из приемной будки, сразу попадаешь на старт. Он расположен в похожей на ложку верхней части оврага-долинки, по которой происходил подъем, и этим как раз и хорош. Теплый воздух бежит по образованному ландшафтом желобу вверх и, во-первых, образует встречный ветер на старте, даже когда базовый ветер дует в спину, а, во-вторых, ну конечно же, там стоит дежурный поток, и он легко вынесет вас под самую базу. Единственное, не стоит начинать крутить сразу у старта, можно провалиться в долинку, а там очень турбулентно.
Самое лучшее время для полетов здесь - июль и август, но и весна часто радует хорошими летными днями. Во второй половине марта во время моих полетов база была 2700-2850 метров (1300-1400 над стартом и 600-800 метров над вершинами), весенние термики узкие, но сильные - по усреднителю крутил 1.5-4, в забросах - ой крепче за спидбар ухватись. С легкостью пролетал маршруты с возвращением 50 и 100 километров. Но соотношение летных и нелетных дней пока один к четырем - вот уже неделю дует сильный северо-запад.
Горный хребет здесь идет с запада на восток и старт обращен как раз на его южный склон. К северу от хребта располагаются высокие поросшие лесом холмы (сплошная атермичная зеленка). Полеты здесь возможны при южном ветре, а так же при слабых (2-3м/с) восточном, западном и даже северном ветрах. Северо-восток и северо-запад особо нежелательны (резко усиливается турбулентность). При северном ветре, очевидно, лучше не держаться на уровне вершин рядом с ними, при западном и восточном, даже слабых, нельзя спускаться в долины - это должно быть понятно всем.
Собранные дельтапланы на старте
Но, увы, здесь часто преобладают именно сильные северный и северо-западный ветра, и это может попортить вам много потенциально летных дней.
Что касается маршрутов, Болгария примечательна вот чем.
Во-первых, Старый хребет (по-болгарски: "Стара Планина"). Покрытая широкими лысинами его часть тянется на 30 километров на восток и на 60 - на запад, и вдоль нее можно кататься хоть целый день. Здесь потоки везде. Маленькое исключение, возможно, составляет 15-километровый пупырь-полуостров к востоку от Сопота, над которым всю вторую половину марта я наблюдал "голубую жопу". Когда я там пролетал, потоки были, и неплохие, но почему-то не очень высокие и в меньшем количестве, чем в других частях хребта. Возможно, это только сейчас. пока верхушки гор покрыты шапками снега. Если будете облетать этот полуостров южным склоном, будьте готовы, что в конце придется сделать 6-километровый прыжок через долину с нисходняком. В других частях гор термики легко достреливают до базы, и над гребнем (по нему, кстати, почти везде проложена дорога) можно их даже не крутить, а просто бежать с зажатой ручкой и оставаться в нулях.
Во-вторых, с южной стороны хребта нет предгорий, и если улететь на юго-восток на 15-20 километров, там вы найдете чисто равнинную погоду с высокими кучерявыми термиками. Иногда там ставят ППМ на соревнованиях, чтобы жизнь медом не казалась, но, по заверению некоторых местных дельтиков, летать там тоже очень неплохо, и далекие маршруты случаются. Здесь везде если не горы, то плоская, как стол, равнина, в отличие, например, от окрестностей Пятигорска. Но в полосе примерно 10 километров вдоль хребта долинные термики обычно зажимаются термичкой горной, поэтому в середине дня в долине не держит и не должно.
Если вкратце, то вот и все. Позже я расскажу подробней о том, как здесь летал, а так же опишу другие старты, например, Беклеме - туда можно ездить на буднях, когда при отсутствии большого количества желающих подъемник не включают.
PS. Если будете летать тут ранней весной, намажьте лицо кремом от загара - за каждый из первых двух трехчасовых полетов над снежными шапками я ухитрялся обгореть лицом по форме подшлемника, такой красный смайлик на всю ряху. Не смертельно, но неприятно. Вообще УФ на высоте более кусач, чем внизу.
Обо всем по порядку. Как я уже писал, из центра Shambala на старт на абсолютную высоту 1400 метров ведет кабельный подъемник со спаренными сиденьями. Маршрут подъема проходит крутой маленькой долинкой и заканчивается приемным пунктом и домиком. Это все расположено вот так:
Схема расположения старта и посадки в Сопоте
Вообще можно садиться на любое поле в долине, но всегда надо внимательно следить за канавами орошения, наличием столбиков виноградников и столбов с проводами. Парапланеристы садятся на площадку прямо рядом с подъемником (вы можете ее увидеть на фото с моим дельтиком из предыдущего поста), для обладателя тормозного парашютика посадка там не особо сложна, но:
1. площадка весьма мала (100х60м)
2. окружена высокими преградами, такими как деревья, дома, холм, и на малой высоте там весьма турбулентно
Поэтому лучше планировать посадку в отмеченном мною места. Автомобиль можно оставить тут же, на парковке в Shambala, от посадочной площадки до нее идти около 40 минут быстрым шагом, но можно и заранее оставить у обозначенной выше заправки.
Вид снизу. Двуглавая гора слева - старт.
1. Во время поездки надо следить за тем, чтобы крыло не цепляло ни кусты (снизу), ни (сверху) опоры подъемника. В сильный ветер подъем требует особого внимания, уронить клюшку - просто.
2. Если ты первый и на линии подъема живых людей не наблюдается, подъемник для комфортной посадки остановят, но в противном случае придется запрыгивать на сиденья на ходу и ловить очень быстро заброшенный на соседнее сиденье дельтаплан.
Поза героя на протяжении подъема примерно такова:
Подъем на старт
Мой рецепт: одеваешь рюкзак подвески одной лямкой на шею а-ля коробейник, а крыло просишь уложить тяжелым концом вперед. Тогда во время поездки крыло будет лежать на двух точках опоры (спинка и страховочная ручка), при этом оно будет наклонено вперед, но передний конец до кустов не дотянется, а задний (за этим надо проследить) можно будет сдвинуть вправо так, что он гарантированно не зацепит ролики опоры. Заранее предупредите работников, какой стороной вниз класть на тележку крыло и где у него центр тяжести.
Наверху, выходя из приемной будки, сразу попадаешь на старт. Он расположен в похожей на ложку верхней части оврага-долинки, по которой происходил подъем, и этим как раз и хорош. Теплый воздух бежит по образованному ландшафтом желобу вверх и, во-первых, образует встречный ветер на старте, даже когда базовый ветер дует в спину, а, во-вторых, ну конечно же, там стоит дежурный поток, и он легко вынесет вас под самую базу. Единственное, не стоит начинать крутить сразу у старта, можно провалиться в долинку, а там очень турбулентно.
Стартовый уклон и домик у вершины подъемника
Горный хребет здесь идет с запада на восток и старт обращен как раз на его южный склон. К северу от хребта располагаются высокие поросшие лесом холмы (сплошная атермичная зеленка). Полеты здесь возможны при южном ветре, а так же при слабых (2-3м/с) восточном, западном и даже северном ветрах. Северо-восток и северо-запад особо нежелательны (резко усиливается турбулентность). При северном ветре, очевидно, лучше не держаться на уровне вершин рядом с ними, при западном и восточном, даже слабых, нельзя спускаться в долины - это должно быть понятно всем.
Собранные дельтапланы на старте
Но, увы, здесь часто преобладают именно сильные северный и северо-западный ветра, и это может попортить вам много потенциально летных дней.
Что касается маршрутов, Болгария примечательна вот чем.
Во-первых, Старый хребет (по-болгарски: "Стара Планина"). Покрытая широкими лысинами его часть тянется на 30 километров на восток и на 60 - на запад, и вдоль нее можно кататься хоть целый день. Здесь потоки везде. Маленькое исключение, возможно, составляет 15-километровый пупырь-полуостров к востоку от Сопота, над которым всю вторую половину марта я наблюдал "голубую жопу". Когда я там пролетал, потоки были, и неплохие, но почему-то не очень высокие и в меньшем количестве, чем в других частях хребта. Возможно, это только сейчас. пока верхушки гор покрыты шапками снега. Если будете облетать этот полуостров южным склоном, будьте готовы, что в конце придется сделать 6-километровый прыжок через долину с нисходняком. В других частях гор термики легко достреливают до базы, и над гребнем (по нему, кстати, почти везде проложена дорога) можно их даже не крутить, а просто бежать с зажатой ручкой и оставаться в нулях.
Во-вторых, с южной стороны хребта нет предгорий, и если улететь на юго-восток на 15-20 километров, там вы найдете чисто равнинную погоду с высокими кучерявыми термиками. Иногда там ставят ППМ на соревнованиях, чтобы жизнь медом не казалась, но, по заверению некоторых местных дельтиков, летать там тоже очень неплохо, и далекие маршруты случаются. Здесь везде если не горы, то плоская, как стол, равнина, в отличие, например, от окрестностей Пятигорска. Но в полосе примерно 10 километров вдоль хребта долинные термики обычно зажимаются термичкой горной, поэтому в середине дня в долине не держит и не должно.
Если вкратце, то вот и все. Позже я расскажу подробней о том, как здесь летал, а так же опишу другие старты, например, Беклеме - туда можно ездить на буднях, когда при отсутствии большого количества желающих подъемник не включают.
PS. Если будете летать тут ранней весной, намажьте лицо кремом от загара - за каждый из первых двух трехчасовых полетов над снежными шапками я ухитрялся обгореть лицом по форме подшлемника, такой красный смайлик на всю ряху. Не смертельно, но неприятно. Вообще УФ на высоте более кусач, чем внизу.
Крутой рассказ!
ОтветитьУдалитьПодписался. =)
Пасиб)
УдалитьКстати. Прячь основной текст под кат. А то мотать блог неудобно. Да и тормозные эти новые оформления. Лучше что-нибудь из классики поставить. =)
ОтветитьУдалитьтут встроенного ката нет в блогспоте
Удалитьнадо будет поколдовать с шаблоном
Отлично! Ждем продолжения
ОтветитьУдалитьСпасибо!
УдалитьС работой разберусь - обязательно продолжу ;)
Много о чем рассказать уже есть, а будет еще больше, я же здесь до конца мая))