пятница, 6 апреля 2012 г.

Описание старта Беклеме

В предыдущем посте я рассказал о полете, начавшемся со старта в Беклеме. Вот более детальная информация об этом месте.

Расположение старта над посадкой и схема
проезда к нему по серпантину

Этот старт - спасательный круг на случай, если в Сопоте не работает подъемник. А не работает он по будням весьма часто - его выключают, если не набирается десяти желающих подняться наверх или не находится кто-то, кто оплатит из своего кошелька столько билетов (а это около 30 евро).

Беклеме - название местности, расположенной к Северу от Кырнаре и Христово-Даново. Через нее проходит хорошая асфальтированная дорога, соединяющая Южную и Северную Болгарию, и практически на обочине этой дороги расположен старт.

На схеме выше желтым цветом обозначен путь туда от поселка Кырнаре, находящегося в 15 километрах к западу от Сопота по трассе София-Бургас. Высота старта над уровнем моря - 1200, над посадкой внизу - 630 метров, и, если погода есть, этой высоты всегда достаточно для того, чтобы найти термик, выкрутить его и оказаться над 1700-метровым хребтом.


На старте Беклеме
Погода


Полеты здесь возможны при тех же условиях, что и в Сопоте: сильный южный ветер, слабые север, восток и запад. При слабом метеорологическим северном ветре благодаря долинным ветрам горячего южного склона над гребнем возникает мощная конвергенция (magic lift). Именно о ней я недавно писал, говоря, что тут держит везде и крутить потоки в этой зоне вовсе не обязательно.

Что еще касается погоды, вот маленькая примета, требующая проверки: все погодные обломы в этом месте лично у меня начинались с того, что над западными пиками появлялась плотная облачность. Даже при северном или восточном метеорологическом ветре. После этого в течение 15-45 минут небо затягивало полностью, долина остывала и, если не удавалось зацепиться за хвосты последних термиков, садиться приходилось внизу.

Как добраться

Чтобы попасть на нужную дорогу, нужно свернуть с трассы София-Бургас на сервер в поселке Кърнаре на перекрестке, примечательном памятником с пушками.


Здесь нужно свернуть с трассы на север

Проехав асфальтированной дорогой с километр, ранней весной можете увидеть следы перекрывавшей путь кучи песка с предупреждающей табличкой - на зиму перевал закрывают. Летом заграждение должны убирать.


Предупреждение о закрытии перевала на зиму

Дальше - заводящий все выше и выше серпантин. Если увидите справа противоосыпное укрепление с хулиганской надписью SKYNOMAD (это название парапланерного клуба в Сопоте), значит, вы уже почти приехали.


Почти приехали

В какой-то момент дорога круто поворачивает направо, сверху вы видите почти лишенный деревьев и кустарника склон, а с другой стороны - разрыв ограждения. Вы на месте.



Въезд на старт

За разрывом ограждения скрывается съезд вниз:


Вот она, стартовая площадка

Вид со старта наверх, на дорогу и продолжение склона


Старт

Основной старт характерен в первую очередь тем, что он очень пологий. Если ветер слабый, будьте готовы ломиться как лошадь, иначе колючий кустарник внизу дружелюбно распахнет для вас свои объятия.


Уклон на старте весьма мал - надо
уметь очень хорошо разгонять аппарат

Впрочем, я пока что только один раз, недоразогнав крыло в штиль, был вынужден, прибрав ручку, сделать несколько дополнительных шагов разбега по небольшому выступу склона.

Вид со старта налево (на восток)


Справа от основного старта есть место в разы круче, и с него совсем легко стартовать, но оно требует наличия западной составляющей ветра.


Более крутой старт для юго-западного ветра

Со старта очень хорошо видно посадочную площадку и все визуальные ориентиры.


Вид со старта

Посадка

Мне нравится отсюда улетать в Сопот, и я стараюсь делать это при любой возможности, но, что вообще касается посадки внизу, то там довольно много полей и фактически можно садиться на любое из них. Но следует учесть, во-первых, то, что там много проводов, и надо обращать внимание на все, даже одиноко стоящие в поле столбы, во-вторых, по каждой контрастной границе полей проходят оросительные канавы, в-третьих, у подножия всегда есть уклон, который пропадает по мере углубления в долину.

Во время полетов XC тут всегда внимательно смотрите уклон! Когда он равномерный и присутствует на всем поле, его хрен заметишь сверху, и такого здесь много. Старайтесь всегда иметь возможность посмотреть на площадку под как можно более острым углом и всегда с двух сторон, это сэкономит вам стойки и нервы.


Посадочная площадка

На схеме я отметил выбранное нами поле, характерное минимальным уклоном, открытостью, близостью дороги, наличием четких ориентиров и удаленностью от обоих ближайших населенных пунктов.


Посадочная площадка, вод в сторону гор

Удаленность от населенных пунктов я указал не случайно: рядом, в Христово-Даново, равно как и вообще во многих поселениях Болгарии, имеется цыганский квартал. Будете проезжать мимо - сразу его увидите. Цыгане тут весьма многочисленны и мало чем отличаются от своих коллег в других уголках мира. Тут бываи случаи, когда пилотов, садившихся рядом, окружала голосящая толпа, и они потом много чего недосчитвались в своем снаряжении. Бояться не стоит, это все на уровне страшных историй, но лучше обойтись без этого.

Перед заездом наверх я категорически рекомендую заехать на посадку и развесить на деревьях ленточки для определения направления ветра (или расправить уже висящие). Оставлять там фирменный "колдунчик" не стоит - он у вас быстро "высохнет".

Куда лететь

Самый распространенный маршрут отсюда - на восток вдоль хребта: Сопот, Калофер, Казанлык и дальше, хоть до Сливена (130 км). На западе я почему-то не видел точек на парапланерных соревновательных картах, хотя при восточном ветре люди летали отсюда или из Сопота до Софии (100 км). В районе сужения долины есть 10-километровый участок с плохими посадками, но он относительно легко перелетается - там много открытых южных склонов и хорошие термики.

Так же можно летать 40-километровые треугольники через долину - в другой стороне находится не такая высокая и сильно заросшая, но досягаемая горная система. ППМы на соревнованиях там ставят. Местные парики говорят, что проще всего пересекать долину через Калофер (это 30 километров к востоку отсюда), там она наиболее широка, зато в середине перелета есть шанс найти термик.

Пока что на этом все. Как обычно, буду рад исправлениям и дополнениям. В будущем планирую рассказать и про другие старты, которых здесь, в Болгарии, много.

Комментариев нет:

Отправить комментарий