четверг, 5 апреля 2012 г.

Ралли Сопот-Беклеме (и перелет Беклеме-Сопот)

Чем круче джип, тем дальше идти за трактором.
Народная мудрость


Четыре дня дул сильный северный ветер, и я коротал время в работе и прогулках по окрестностям. Но внезапно из Бургаса позвонил Кирилл и сказал, что вот прямо сейчас смотрит прогноз погоды и хочет приехать на несколько дней с дельтапланом. На следующий день, в чудесную солнечную пятницу, мы встретились в Shambala ранним утром и подготовили снаряжение для подъема наверх - как выяснилось, по утрам подъемник включают для завоза рабочих, и парапланеристы благополучно путешествуют вместе  с ними на старт. Но тут  нас, дельтиков, ожидал облом - подъехавший "большой босс" наотрез отказался разрешать грузить на тележки наши длинные клюшки до окончания ремонтных работ. Парапланеристы, говорит, все смертники, а вас жалко. По административным причинам.


Горная дорога по пути к старту

Пораскинув мозгами, решили поехать посмотреть, какова обстановка на старте Беклеме. По слухам, там было 5 метров снега на дороге, но у нас же джип! И мы же дельтапланеристы, а не какие-нибудь там парики, если надо - выйдем из машины и подтолкнем пронесем снаряжение каких-то метров 500! В итоге и доехали, и полетали, я в этот день напетлял челноком  30 и 15-километровыми перелетами почти 100 километров. Но по порядку.
Время 11 часов, мы доехали до места посадки рядом с Христово-Даново, навесили на деревья ленточек для того, чтобы по ним смотреть направление ветра, и отправились вверх по петлям серпантина. Препятствие номер один взяли напролом: куча песка, насыпанная посреди дороги, и табличка "Проезд через перевал закрыт!" В 15 метрах был объезд, но у нас же джип - переехали так. А вокруг красиво!.. Солнышко светит, горы вокруг, водопадики, по асфальту скачут свободные лошадки, их следы разлетаются под могучими колесами и скрываются за обрывом...

Петляя, поднимаемся выше - на обочинах появляются сугробы. Так, не сугробы - сугробчики. Первый занос дороги от края до края - пролетаем не тормозя. На снегу следы - мы тут не одни! Второй занос поболее - в длину метров 50. Плотный талый снег, в снегу колея, в конце колеи у дальнего края заноса - застрявший автомобиль. Не доехали до асфальта полтора метра. Из пятидесяти. Обидно!  Выходим из машины, экипаж бедствующего авто машет нам руками, радуется. Не знает, что мы их не спасем.

 - Ладно, -  бодро говорит Кирилл. - У меня джип, сейчас я вас выпихну!

Садится за руль, дает газу, прогрызает 45 метров колеи и намертво садится на брюхо в метре от утопшей в снегу черной задницы первопроходцев. Что делать? У Чернышевского такая книжка есть, но ее все под рукой не оказывается. Ломаем палки, разворачиваем домкраты, пытаемся действовать. Возимся где-то с полчаса - ничего не выходит.

И тут появляется "бог из машины". Точнее, бог-машина. Точнее - ЗИЛ. Еще точнее - пожарный ЗИЛ со спасателями и цистерной. Оказывается, экипаж первого застрявшего автомобиля в период отчаяния и одиночества позвонили мчсникам и заручились обещанием помощи. А те, в свою очередь, взяли - и приехали.



Царь-мобиль проплывет через любой сугроб

ЗИЛ, автомобиль о трех осях, без видимых усилий подъехал к нам, и, предварительно ради приличия порвав наш собственный трос, стальным казенным вытащил оба застрявших автомобиля, а потом еще несколько раз пробебезил по заносу, сделав дорогу чуть более укатанной. Мы на ней после этого все равно застряли, но доблестные пожарные мужественно  вытолкнули нас на асфальт вперед, оставили лопату и условие, что, выкопавшись на обратном пути, завезем ее в Карлово. Вообще классные ребята, как, собственно, и все пожарные и спасатели, наверно, в любой точке земного шара.

В како-то момент к нам подъехала белая "нива" администрации заповедника. Как выяснилось, чисто так, посмотреть.  Но, что самое удивительное, через несколько минут этот феномен отечественного машиностроения просто взял и самостоятельно переехал через весь снежный снежный занос, выехал на асфальт и укатил дальше, оставив нас грузить на крышу снятые дельтапланы. Покончив с этим, мы тоже поехали дальше.

Через 700 метров нас ожидал еще более неприступный занос, но, как выяснилось, до старта оставалось каких-то 300 метров, и их мы преодолели техникой восточного мореходства - погрузили поклажу на горб и донесли.

Когда мы оказались на старте и собрали крылья, начался уже третий час, и для того, чтобы хоть что-то суметь, надо было поторопиться.

Собрался - пора в путь

На этот раз я был готов и вышел на старт первым. Накануне много раз переиграв в голове и проанализировав свой предыдущий полет, а так же сделанные тогда ошибки, я сформулировал для себя следующие  задачи:
  1. Попробовать обрабатывать термики круче. Восходящие термические потоки весной очень сильные, но узкие. Я делал спирали с креном около 30 градусов и постоянно выпадал из зоны подъема во всегда находящуюся рядом зону интенсивного снижения.
  2. Внимательно следить за положением ручки в полете и делать спирали на меньшей скорости - так они тоже будут уже.
  3. Проверить, как дельтаплан обрабатывает восходящие потоки сам - возможно, мне повезло с покупкой, и ему надо просто не мешать ;-)
  4. Как можно чаще крутить левую спираль. Я заметил, что поворачивать направо и центровать поток, вращаясь по часовой стрелке мне проще и привычней, чем наоборот. 
Ну и общая цель маршрута у нас с Кириллом была долететь до Сопота и сесть там. Оттуда Христо должен был подбросить Кирилла до места, где остался его укомплектованный лопатой автомобиль.

Что ж, время пришло, проверил дельтаплан, выхожу на старт. Старт здесь очень пологий - описанный ранее в блоге стартовый уклон в Сопоте по сравнению с ним кажется сказкой.

Но вот подул встречный ветер, поднимаю крыло, хорошенько разбегаюсь - и уже лечу, вытягиваясь в подвеске и застегивая молнию. Пролетаю вперед полминуты тишине. (Когда попадаешь в восходящий поток и начинаешь подниматься, закрепленный на видном месте  вариометр начинает подавать звуковой сигнал)  Но тут - ух! - почувствовал всем телом перегрузку, в ушах зазвучало верещание прибора. Начинаю поворачивать - и вот уже кручусь в потоке, поднимаясь вверх со скоростью больше метра в секунду. Набрал больше двухсот метров над стартом, вижу, как внизу стартует и улетает в долинку Кирилл. В какой-то момент теряю этот поток, но нахожу еще более сильный термик прямо над точкой старта. Такой сильный, что когда пролетаю через его ядро (центральную струю восходящего воздуха), меня подбрасывает вверх, я чувствую невесомость и слышу как хлопают ослабшие боковые троса дельтаплана. Сосредоточив все внимание на мысленном представлении формы потока, я очень круто и резко разворачиваюсь на 180 градусов, немного выполаживаю поворот и, снова "втыкаясь" в подъем, закручиваю сильнее. Крен около 45 градусов, чувствую существенную перегрузку, но, о чудо, остаюсь внутри ядра. Полностью расслабил руки, позволив дельтаплану самостоятельно "стоять" в спирали - он делает два или три витка практически в равномерном подъеме. Смотрю на показания прибора, средняя скороподъемность +3.1...+3.5...+4.2 метра в секунду! Закладывает уши. Потом сильная турбулентность выбрасывает меня из этой зоны счастья, я пытаюсь вкрутиться в ядро так же, но уже получается хуже. Тем не менее, в среднем наборе +2...+2.5 поднимаюсь на высоту 1200 метров выше старта, уже нахожусь выше вершин и теперь могу долететь до Сопота на одном глайде (планируя вниз), не используя ни одного потока.


Над всей этой частью хребта отличные термики

Направляюсь вдоль хребта над самым перевалом - по нему проложена дорога, ее очень хорошо видно сверху. Сейчас по ней, наверное, нереально проехать. Нахожу еще один сильный поток - и он меня выносит на высоту 1750 над стартом. Надо мной образуются плоские кучевые облака, они проносятся над самой головой, но внутрь их поток не поднимает, да мне туда и не надо. Стало заметно холоднее, прибор показывает температуру воздуха +0.5 градусов. Как же хорошо, что я буквально перед самым отъездом не пожалел 43 евро и заказал у Юльки теплые немецкие перчатки для зимних полетов...  Глаза слезятся - а ведь до самого прибытия был уверен, что не оставил в Питере свои защитные очки. Вылетаю из под облаков и как-то вдруг оказываюсь уже над самим Сопотом. Что ж, маршрутное задание-минимум, считай, выполнено) Высота 1700 над стартом, вылетев из образующих облака теплых восходящих потоков, я попал в настоящий мороз. На приборе отображается температура воздуха -5.5, на усах из сопливого конденсата намерзла сосулька. Что ж, вперед, вперед и только вперед, как говаривал дедушка Ленин. На большой высоте пролетаю над ущельем в Карлово, вот уже подо мной снежные пологие вершины хребта, над которым летал в прошлый раз. Что бросилось в глаза - как и тогда, над этим местом практически нет облаков, что говорит о малом количестве восходящих потоков. Тем не менее, что-то здесь находится, и я долетаю до того  места, где остановился в прошлый раз. Очень, очень хочется полететь дальше, но тут вспоминаю: "Блииин! У Кирилла же нету телефона Христо!" Крайний раз я видел его недалеко от старта, и он, не найдя потока, мучительно "выскребался" где-то у подножий. Я был уверен, что ему пришлось сесть там же. Делать нечего - надо возвращаться и садиться в Беклеме.

На обратном пути с сильными термиками не особо везло, и я прилетаю к Сопоту чуть выше места высадки подъемника, но над ним, в том самом месте с "дежурным" потоком, о котором говорил в прошлые разы, нахожу хороший подъем, и над точкой старта в Беклеме вновь оказываюсь под самой кромкой облаков. Сливать блаженную высоту 2500 метров над посадочным полем кажется ну просто  кощунством. Я несколько минут кружу тут, всматриваясь в долину, но не вижу глазами ни дельтика, ни что-либо похожее. Ладно, думаю, полечу сяду в Сопоте, а оттуда приеду за Кириллом с Христо. По пути обнаруживаю, что крутить потоки, находясь над гребнем, в эту погоду вовсе не обязательно: летишь по прямой и все время остаешься на высоте 1400-1600 метров над стартом - там держит вообще везде, эти потоки и образовали практически сплошную облачную шапку над гребнем в тот день. Короче, над Сопотом, снова оказываюсь  под  кромкой. Всматриваясь вниз, опять не вижу ничего похожего на чудом оказавшейся здесь дельтаплан. Терзаемый совестью, я еще раз лечу  до Беклеме и обратно, в конце концов душевные терзания побеждают полугодовой летный голод, и, имея 2200 метров над рельефом долины, я захожу на посадку.

Спуск вниз занял около получаса. Я полетал над всеми частями Сопота, долетел до Карлово и обратно (парапланеристы, завидуйте моему глайду), потренировал повороты и спирали, поперехватывался в трапеции... А потом, с высоты 300 метров узрел  внизу знакомой формы чехол с красными полосками - собранный дельтаплан посреди посадочной площадки. Но чей? Я вроде не видел в воздухе никого еще, даже париков... Может, Кирилл? Нет, он наверняка сел у Беклеме. Заходя на посадку, прогнал эти мысли. Сел поближе к тому дельтаплану.  Расстегнул подвеску, оглядываюсь - ну оба! Ко мне подходит улыбающийся Кирилл. Как же я рад был его там увидеть!

Оказалось, он вначале спустился довольно низко, но потом нашел хороший поток, выкрутил под кромку, около двух часов катался над хребтом, а потом сел, потому что стало скучно.

Вечером через посадочное поле проводят овечек...
А еще тут есть вайфай-интернет )

Вызвали Христо, Кирилл с ним уехал за своим автомобилем, а я остался собирать дельтаплан и обдумывать результаты полета. Выводы получились таковы:

  1. В узких сильных весенних потоках надо крутить спираль очень круто, с 45-градусным креном. В таком крутом вираже, кстати, и проще центровать, так как в перегрузке дельтаплан управляется гораздо легче. 
  2. Надо давать больше воли дельтаплану после того, как встаешь в спираль в потоке. Полностью абстрагироваться не нужно - выпадешь через пару витков, но крылу нужно именно помогать, а не направлять вообще все действия. К сожалению, раньше у меня был дельтаплан с задней центровкой, на нем надо было постоянно немного прибирать ручку на себя, и это сильно испортило мои рефлексы.
  3. В потоке нужно гораздо больше внимания уделять ощущениям, нежели показаниям прибора, которые на полсекунды-секунду всегда запаздывают.
А вот примерная траектория моего полета в этот день:

Расстояние между крайними точками - ~30км

На самом деле, в эту погоду можно было сделать очень далекий маршрут практически без напряга. В другой раз я улетел по прямой на 70 километров в совсем слабую по сравнению с этим днем погоду, но об этом потом расскажу позже. Скоро деревья покроются листьями, и термиков станет гораздо меньше - посмотрим, какими станут полеты тогда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий