суббота, 14 апреля 2012 г.

"Последний плюс" или Беклеме-Казанлык

Так получилось, что оба выходных накануне была совсем нелетная погода, и я сидел дома, работал. А потом наступил понедельник, и у меня с утра были какие-то важные дела и вопросы по работе, но я все смотрел на прогноз и видел в нем один подозрительно хороший солнечный день с правильным ветром и нулевой облачностью перед чередой серых будней с ну совсем нелетной погодой.


"Голубая" погода на старте

В итоге, очень быстро завершив дела на день и запихнув оборудование в рюкзак подвески, я все-таки вышел из дома, чтобы прибыть с дельтапланом на старт в два часа дня. И, как оказалось, не зря: хоть погода и была весьма сложной, в этот день я пролетел 70-километровый маршрут и научился гораздо лучше обрабатывать потоки на своем дельтаплане.

Единственный безоблачный день посреди череды лишенных солнца был для меня очень подозрителен: какая-то подстава в воздухе будет. Низкая инверсия? Стабильность атмосферы, сопровождаемая отсутствием термиков? Над стартом парили несколько воронов, поднимаясь узкими спиралями в восходящем потоке ну никак не медленней, чем со скоростью 3 метра в секунду. Значит, термики есть.

Очень быстро, чтобы не терять время, собрал дельтаплан. Как-то ну никак не получается научиться собирать крыло, распихивать все чехлы по карманам подвески и производить остальные предполетные операции меньше, чем за полчаса. В итоге, я был готов лететь только в 14:30, а это уже вторая половина дня, дальше термическая активность и с ней сила восходящий потоков будут только убывать.

Выхожу на старт. Задача... Нельзя лететь без цели, ее всегда надо ставить, а потом анализировать результаты. Итак, во-первых, я пришел к выводу, что слишком напряжен в полете, и мне нужно начать летать более расслабленно, делать гораздо меньше управляющих усилий. Мой предыдущий дельтаплан с задней центровкой сильно испортил моторику движений - сейчас я часто инстинктивно жму ручку. Во-вторых - надо как можно больше крутить левые спирали. Обрабатывать восходящие потоки, вращаясь по часовой стрелке для меня стало намного проще и привычней, чем наоборот. Не читай я об этом у Денниса Пегина, этого бы не заметил, но это большая беда многих пилотов, надо с этим бороться. И в-третьих, при обработке потоков я поставил себе задачу внимательней следить за ощущениями, а не записком прибора, определяющего скороподъемность. Выключить звук в последнем я пока что не осмеливаюсь, но, думаю, скоро обязательно попробую это сделать. Маршрут - на восток, открытая дальность. На этот раз я перелечу через это чертово ущелье в Калофере! ;)

Задачи поставлены. Порыв ветра, поднимаю крыло, разбегаюсь по пологому склону, дельтаплан практически сразу отрывает меня от земли, я увеличиваю скорость и вот вытягиваюсь в подвесной системе, нащупывая рукой шнурок, за который она застегивается. Отлетев метров на четыреста вперед, обнаруживаю хороший подъем и закладываю спираль, чтобы оставаться в нем.


Трек полета. Первую часть GPS обрезал,

крайним флажком слева отмечена точка старта


Расслабляю руки. Дельтаплан сам поворачивает, увеличивая и уменьшая угол крена во время увеличения и уменьшения скороподъемности почти так, как надо. Ему надо только немного помочь, чтобы он не выпадал из зоны подъема. Стараюсь сосредоточиться на том, чтобы лететь именно так, расслабленно, но периодически начинаю делать все больше и больше управляющих движений, и качество обработки потока начинает падать - я все чаще вылетаю из зоны подъема в нисходящий поток, находящийся всегда по соседству. В какой-то момент обнаруживаю, что снова жестко держусь за спидбар и постоянно им произвожу какие-то действия. Нет, так не пойдет. Снова "втыкаясь" в ядро потока, увеличиваю крен и даю себе команду расслабиться и делать минимум  лишних движений. На вариометре средняя скороподъемность 1 метр в секунду, с удовольствием наблюдаю, как внизу, уже в 500 метрах подо мной, поворачивается старт - проплешина на макушке пушистого от деревьев и кустов отрога горного хребта. Поток слабнет, и теряется, я смотрю на горизонт и вижу над ним толстую коричневую полосу - так выглядит слой инверсии, в нем с увеличением высоты температура воздуха не падает, а увеличивается. Он является  препятствием для термических восходящих потоков, останавливая их как сетка навеса воздушный шарик. Значит, выше подняться не получится, я на самом верху, это 600 метров над стартом. Пора лететь по маршруту.

Сначала лечу над гребнем, но там сегодня не держит, спускаюсь ниже, ниже. Еще поток - вроде сильный, закручиваю, но подъема нету - то резко бросает вверх, то, наоборот, проваливаюсь вниз, а, в среднем, болтаюсь "в нулях", то есть ни поднимаюсь, ни опускаюсь. Лечу дальше, высоты все меньше, встречаю только мелкие пузыри и турбулентность. Пролетаю над старой крепостью, тут чувствую перегрузку, вариометр сигнализирует подъем секунды две - поворачиваю, начинаю спиралить. Расслабляюсь, произвожу только редкие направляющие движения, чтобы смещать то место, вокруг которого кружу, все ближе и ближе к центру потока. В турбулентность просто позволяю спидбару свободно двигаться перед лицом - обычно каждый мелкий толчок под крыло верх сопровождается таким же толчком вниз, и в целом отпущенный  дельтаплан  продолжает спиралить как надо, не меняя курса. А вот если держать ручку управления жестко, он начнет из-за инертности пилота реагировать на турбулентность изменением кренов и непредсказуемыми поворотами. Это касается мелких возмущений воздуха, если же одним крылом будешь пересекать ядро потока, его начнет стремительно поднимать вверх - тут-то надо вовремя среагировать и помочь дельтаплану не отвернуть в сторону от зоны наилучшего подъема. Так, сосредоточившись на том, чтобы лететь расслабленно,  и постоянно рисуя в голове карту подъемов, я выкручиваю и этот поток, в котором через десять минут набираю 600 метров и снова оказываюсь на высоте слоя инверсии.

Вообще в инверсионном слое часто можно увидеть "дымчатые купола" - упирающиеся в него поднимающие от земли пыль потоки как будто прогибают препятствие вверх, и это бывает заметно невооруженным глазом. Чтобы это было легче увидеть, многие пилоты летают в очках с красными стеклам - они блокируют свет синего спектра, и любая облачность на фоне неба в них становится гораздо контрастней. Залетев под такой "дымчатый купол", можно найти хороший восходящий поток. Но сегодня ничего такого в коричневой полосе инверсии над горизонтом не видно - то ли потоки слабые, то ли в воздухе недостаточно пыли, чтобы сделать все это видимым.

Выхожу из потока, лечу дальше - пролетаю над стартом в Сопоте, глубоким ущельем в Карлово. Вререди около 15 километров не очень термичного склона, за ним будет ущелье шириной 4 километра, а далее... я там еще не летал. Термики действительно до самого Калофера весьма слабые, обычно получалось набрать в них только метров 200, потом летел дальше. Узких, но сильных и длинных потоков, какие я встречал в предыдущие дни, сегодня нет, удовлетворяюсь скороподъемностью 0.5-1 м/с. Ветер дует с юга, то есть поперек хребта, но динамика (восходящего потока в том месте, где ветер огибает гору сверху) нет, между потоками  средняя скорость снижения - 1.5. Так потихоньку долетаю до Калофера на высоте старта - если не наберу еще хотя бы метров 500 высоты, лететь отсюда через ущелье дальше не имеет смысла - над ним должно быть постоянное снижение воздуха, и на той стороне я окажусь совсем низко. Но тут нахожу хороший поток, в котором со скоростью 1.2-1.5 м/с поднимаюсь на высоту 700 метров над стартом, в этом месте инверсия как будто повыше. Более того, сношусь вместе с этим потоком по ветру и оказываюсь над южной стороной ущелья. Противоположный склон уже не выглядит таким туманно-далеким.


Ущелье в Калофере

Разворачиваюсь к нему, вытягиваю на 2 метра шнурок полиспаста - парус дельтаплана натягивается, тот становится совсем "дубовым" в управлении, но теперь позволяет лететь гораздо быстрее и с большим аэродинамическим качеством. То есть, теряя высоту, я могу пролетать в планирующем полете гораздо дальше. Во время полета над хребтом я держал полиспаст полностью расслабленным, чтобы иметь максимум управляемости в турбулентных условиях. "Уууууууу..." - говорит вариометр, сообщая о том, что я в зоне снижения. Смотрю показания: -2.5 м/с.  Удерживаю спидбар на уровне груди, чтобы лететь побыстрее, смотрю скорость на GPS - 57 км/ч. Странно, судя по свисту ветра в ушах, это значение должно быть гораздо выше, да и ветер в спину должен добавить 2-3 м/с... Вглядываюсь - ай-яй, это же мили в час, то есть реальная скорость - около 90км/ч. Я первый раз летел с этой GPS-кой, и еще не успел ее перенастроить под себя. Как окажется впоследствии, она еще и перепишет первую часть трека, так как на ней стоит установка запоминать точки слишком часто.

С трудом выправляя возникшие в мелких турбулентностях крены тугого взведенного крыла, долетаю до противоположного склона. Местность дальше я знаю только по 3д-моделям google-earth. Внизу интересно: покрытый голыми деревьями лесной склон, золотой ковер из листьев на земле, небольшой хребтик ниже основного, тянущийся с запада на восток, грунтовая дорога-серпантин поднимается вверх, в сотне метров подо мной на ней стоит гусеничный бульдозер, его водитель сидит внутри, читает газету. Ловлю широкие пузыри теплого воздуха, но их все не получается выкрутить... вроде большие, и подъем около метра в секунду, но стоит попытаться заложить спираль, как подъем заканчивается. Болтаюсь в этих пузырях над рельефом минут десять - высота только убывает. Вот я уже на уровне бульдозера, пролетаю в 50 метрах от него. Водитель отрывается от газеты, секунд пять смотрит  на меня, потом пожимает плечами и снова принимается за чтение. "Вот идиот," - представляется мне, произносит он. Принимаю решение лететь дальше искать поток вдоль хребтика. Все время встречаю широкие зоны подъема, но стоит заспиралить, как на приборе начинают отображаться минуса, и я оказываюсь все ниже. Долетаю до широкой долины со скалистыми склонами - шириной километр. На этой стороне никаких потоков, но время уже половина пятого - солнце клонится к закату и лучше греет противоположный, обращенный к западу склон. Высота ноль метров над стартом. Ладно, принимаю решение и, взведя полиспаст, лечу туда  в нисходняках -2.2 м/с. Надо отдать должное моему "Комбату", на той стороне я оказался, потеряв всего 150 метров высоты. Но там меня ждал все тот же кисляк из маленьких необрабатываемых поточков-пузырей. Побарахтавших в них, оказываюсь на высоте -300 метров от старта. Ай-яй, еще чуть-чуть - и пора будет лететь на посадку.

Но тут меня вдавливает в подвеску посильней, я разворачиваюсь, и вот уже кручу неплохой поточек со скороподъемностью около метра в секунду. Правой спиралью, мне все время кажется, что так я обрабатываю поток лучше, и для критической ситуации, в которой не зацепись я  за этот подъем, выход только посадка, выбираю это направление. Смешно, но когда надо было быстро принять решение, я автоматически поступаю так. А менять направление спирали в потоке - почти равносильно тому, чтобы его потерять. Злюсь на себя за это, но, сосредоточившись, стараюсь расслабиться и обрабатывать поток как можно внимательней. Поднимаюсь все выше и выше, сносясь по ветру в сторону вершин, и в итоге, минут через 20, ликуя, снова достигаю потолка - инверсионного слоя на высоте 700 метров над стартом. Можно лететь дальше.

Пролетаю еще одну, более глубокую долину шириной 2.5 километра (мне помнились
эти цифры, так как я накануне внимательно разглядывал и изучал модели рельефа в Google Earth). На той стороне оказываюсь уже гораздо ниже, чем был, а потоков все нет. Пролетаю пару мелких долин - лечу уже на уровне старта. Вижу долинку с резким поворотом, думаю: подпитанный основным метеорологическим долинный ветер в ней дует вверх и в месте поворота должен стоять поток. Лечу туда, болтаюсь в образовавшейся там "ложке" - но потока не нахожу, только сильные, но мелкие пузыри над горячими скалами, в среднем все равно имею снижение. Лечу дальше, пытаюсь зацепиться за любой хоть мало-мальски длительный подъем - ничего не выкручивается. На горизонте в горах вижу десяток ветряных электростанций. Для меня это такая экзотика, хочется разглядеть их поближе - но я все ниже и ниже. Высота -300. Что-то нахожу - нет, пропадает... -400. Я у самых подножий, внизу деревушка. -500. Все, выбираю посадочную площадку, направляюсь к ней.

Прохожу над широкими скальными выходами над деревней - вариометр сигнализирует о слабом, но довольно широком подъеме. Плавно закручиваю широкую спираль, нахожу ядро... Руки расслаблены, но я сосредоточен. Подъем, спуск, подъем, спусе - в среднем поднимаюсь со скоростью 20 сантиметров в секунду. Очень внимательно и аккуратно выкручиваю, выкручиваю, протягиваю против ветра, снова... "Все равно тебя не брошу, потому что ты - хороший," - говорю потоку. Через 10 минут мучительной обработки поднимаюсь на целых 100 метров. "Еще часик, и запишите меня в самураи," - возникает мысль в голове. Но средний подъем уже лучше - 30 сантиметров в секунду. Через 5 минут набираю еще  100 метров, поток превращается в 0.5. Я сношусь с ним по ветру, но не бросаю. В итоге еще через 20 минут я был на высоте 200 метров над стартом, подъем больше не ловился, и я полетел дальше. 35 минут напряженной работы "в соплях" - 700 метров выигрыша высоты. Я раньше много раз выкручивал очень слабый поток с маленькой высоты, однажды - даже с 30 метров над рельефом, и это ни с чем не сравнимое ощущение, когда, расстроившись, планируешь посадку и отчаянно хватаешься за "последний плюс", который постепенно растет и превращается в хороший поток, который выносит тебя, ликующего, прямо в космос! В этот раз в сильный подъем поток не превратился, но и этот набор позволил мне продолжить полет.

Те самые 700 метров высоты за 35 минут

Через несколько минут нахожу еще один поток, более сильный, хоть и такой же сложный, и в нем поднимаюсь до высоты 500 метров над стартом. Ветряки становятся гораздо ближе, но я решаю не лететь напрямую к ним, а направиться вдоль хребта на юго-восток: время было уже половина шестого, а это всего два часа до захода солнца, скоро потоки исчезнут совсем, и надо держаться ближе к посадке. На юге виднеется довольно большой город. "Неужели, Казанлык?" - думаю я. Да, когда увеличиваю масштаб, GPS-навигатор подтверждает это. Спускаюсь довольно низко, но еще один слабый вечерний поток дарит мне 500 метров высоты. К этому моменту уже заметно устаю, не столько физически, я уже научился гораздо зкономней расходовать силы в полете, сколько морально - слабые потоки, да и вообще полеты требуют очень большой сосредоточенности и высокого напряжения.

Смотрю на солнце - оно уже заходит на посадку. Пора бы и мне. Лечу над подножиями, пропуская широкие слабые вечерние термики, вглядываюсь вниз и вперед, выбирая посадочную площадку. Вытягиваю шнурок полиспаста сантиметров на 70, чтобы крыло легче срывалось. Когда высоты над рельефом становится метров 200, нахожу очень приятное место - зеленая травка, рядом с дорогой, как раз вдоль ветра... Ветер определяю по дыму от горящей травы в километре отсюда. Подлетаю к площадке по ветру, выбираю точку, куда хочу сесть - каждый раз стараюсь сесть с тормозным парашютиком как можно точнее. Смотрю: поле с дальней стороны все в светлых и темных полосах - это низкое солнце подсвечивает неровности. Нащупываю левой рукой петлю тормозного парашюта, одеваю на палец, вытягиваю его и снова берусь за спидбар. Пролетев все поле, делаю разворот на 90 градусов. Лечу поперек ветра, но сноса им не ощущается. Посадка в штиль... Высота метров 50, много... Делаю две "восьмерки", и с 20 метров выхожу на посадочную глиссаду, отпускаю парашютик, перехватываюсь в вертикальное положение, беру ручку на себя - земля послушно приближается...

Что за черт! При использовании парашютика не должно быть экранного эффекта! (когда долго скользишь вдоль земли на воздушной подушке) Только в этот момент замечаю, что все поле имеет существенный уклон, и я лечу по нему вниз. Причем этот уклон равен углу моего планирования на маленькой скорости с тормозным парашютиком. Промчавшись  на бреющем около сотни метров, я вижу, что уклон впереди только увеличивается, и там, дальше, все ближе и ближе - лесополоса. Сейчас, или никогда - изо всех сил, как можно резче пихаю трапецию вперед, ногами "лягая килевую трубу", дельтаплан на такой скорости не желает останавливаться сразу, взмывает на несколько метров и быстро парашютирует вниз. Отвыкшие от хождения по земле ноги подкашиваются, и я, падая, мягко наваливаюсь боком на левую стойку трапеции - она послушно прогибается под моим весом и ломается. "Осталось три," - проносится в голове мысль о количестве запасных стоек. Они специально делаются очень мягкими, чтобы, ломаясь, смягчали удар. Что ж, посадка по склону обошлась мне в 45 евро, но ремонт костей обходится дороже.


Горизонт не "завален" - это уклон такой. Везде.

Полет окончен. Результат - покрыто расстояние 67 километров по прямой, в довольно слабую погоду. Значит, в сильную надо лететь в Сливен - это 130 км ;)

Собирая дельтаплан, сформулировал выводы по полету:

1. На этом дельтаплане потоки очень хорошо обрабатываются, когда расслабляешь руки и делаешь минимум управляющих движений, лишь помогая аппарату крутить, а не делая всю работу за него.
2. Надо работать над тем, чтобы одинаково хорошо крутить потоки в обе стороны.
3. Самураи не малодушничают. Слабый поток или даже пузырь на малой высоте способен превратиться в нормальный подъем наверху и дать зеленый свет на продолжение маршрута. Выбрав посадку, пока безопасно до нее дотягиваешь - пытайся зацепиться. "Последний плюс" может поднять очень высоко.
4. Как можно лучше разглядывать посадочную площадку, под маленьким углом и с двух сторон! Сегодня уклон имело все поле площадью несколько квадратных километров, и поэтому я его не сумел определить. Правило посадки номер два - садиться подальше от подножий, там рельеф более ровный.


Мой бедный "хромой" дельтапланчик на посадочном поле

Собственно, вот и все. Через час за мной приехал Христо, мы погрузили дельтаплан на машину и потом долго-долго в темноте возвращались назад, в Сопот...

2 комментария:

  1. Андрюха,круто!так вот зачем красные очки.почему то думала что дельтики крутят только плюс один и выше-типо по мелочам не размениваются(дада,я глупая местами).у нас весна пришла-плюс 20 в мскве,солнце,небо голубое,облачка и поля залитые водой,хоть рис высаживай.почему-то для меня -2,5 -очень грустная цифра,даже когда читаю-прям расстраиваюсь))опускает ведь(плакплакплак)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, скоро можно будет снова в Питер поехать, будет наконец терпимая погода)
      -2.5 - надо просто быстрее лететь туда, где это кончится)

      Удалить