суббота, 31 марта 2012 г.

Первый маршрут в Болгарии

На следующий после событий предыдущего поста день мы были наверху и с собранными крыльями уже в 11:00, но я не спешил стартовать - хотелось термички.  Решили подождать хотя бы 12:00, чтобы уж наверняка выкрутить хоть что-нибудь. Сидим, ждем, как тут смотрим - лифт заработал, и к нам наверх один за другим поднимаются дельтапланы!

Не пора ли уже полетать по-человечески?

Через час на старте расположились целых семь дельтиков. Весьма редкое скопление, но со следующего дня подъемник должен был закрыться на 3 недели, и все, кто мог, постарались освободиться от своих дел на этот день. Собравшиеся крылья были мачтовые, за исключением моего комбата. Познакомился со всеми, обменялись контактами. Вообще в Болгарии не так много летающих дельтапилотов. Солнце поднималось все выше, но как-то местные дельтапланеристы не особо спешили стартовать, и только когда время подходило к половине второго начали потихоньку выходить на старт. Посмотрев, куда направляются и как крутят трое первых, пошел стартовать и я.
Я одел подвеску, включил прибор, еще раз обошел и проверил все узлы аппарата, подцепился. В лицо дул слабый, едва уловимый неровный ветерок, гулявший по направлению на 90 градусов - что поделать, термичка. В какой-то момент наступило небольшое усиление, задуло прямо - пора лететь. Поднимаю дельтаплан, нос по ветру, все ровно, начинаю разбег... Крыло нагружается, отрывает меня от земли, тут образуется правый крен, я парирую, а он не выправляется - скорость слишком мала, в таком режиме аппарат неуправляем. Ручку на себя, открениваю - не выправляется, дельт начинает поворачивать. Ну блин, думаю. Ручку еще на себя, добираю скорость, снова открениваю, чуть приотдал - фух, выправился... Отлетаю от склона, краснею:  ну вот, стартовал как чайник. Себе на будущее: комбат начинает нести уже на  маленькой скорости, но на старте  его все равно нужно разгонять как можно больше, иначе стоек не насчитаюсь. Начинает снимать - поджал и разгоняю сильнее, насколько ног хватает, и только тогда приотдаю ручку и лечу. На моем предыдущем крыле, гораздо более прихотливом на старте, надо было поступать именно так, и я не один раз сделал фальшстарт, пока не научился. Сейчас же просто расслабился - дело медом показалось.


Редкое скопление - 7 дельтапланов на старте

Вылетаю из долинки - заверещал прибор. Считаю две секунды, закладываю спираль - та же история, что вчера, выпадаю из ядра потока в нисходники, и сколько ни пытаюсь в него вкрутиться, кручу часть спирали в наборе до +4, а другую в -2...-3.  Весна, потоки узкие, мастерство низкое. Смотрю усреднитель - поднимаюсь со скоростью метр в секунду. Барахтаюсь так несколько минут, руки уже устают, усреднитель показывает ноль - надо бросать, разворачиваюсь и лечу в направлении посадки вдоль хребта. Что ж, только что набрал над стартом 150 метров, но как бы и эту высоту теперь не растерять... Все время протыкаю пузыри теплого воздуха и ядра маленьких потоков - варик пищит подъем не дольше секунды, тут нечего крутить... Потом животом чувствую перегрузку посильней, правое крыло поднимается вверх, варик сигнализирует +3 - пытаюсь передавить поток, но получается справиться с креном только вылетая из ядра, в нисходняках разворачиваюсь на 180, втыкаюсь обратно, протягиваю, делаю виток спирали. Часть спирали все равно в минусах, там я увеличиваю крен, а когда начинает пищать подъем - выполаживаю и потом снова закручиваю. Так пытаюсь закрутить спираль целиком в подъеме, но ничего не удается. Через несколько минут смотрю на прибор - высота та же, все еще вишу в нулях. Ладно, полетели дальше. 

Все те же которкие подъемы, между ними минус два - скорость снижения моего дельтаплана на такой высоте плюс нисходняк. Пытаюсь закрутить еще пару небольших ядер - в среднем выходит -0.5, так что бросаю их. Уже спустился на 100 метров ниже старта, и тут над огурцом между двумя оврагами нахожу поток побольше - закрутил спираль сразу через три ядрышка, усреднитель говорит +1.5, через некоторое время потом +2.5. Ровного подъема нет, кручу то в забросах до +5, то в нисходняке -4, а на усреднителе +2...+2.5. Смотрю - в ста метрах ниже крутит La Mouette Огги, дельтапланериста из Швеции, дилера Аэроса. Набираю в этом потоке с ним 450 метров - подъем начинает пропадать. Сначала до метра в секунду, потом +0.5, потом нолик... Делаю широкую спираль, пытаюсь закрутить ядрышки - безрезультатно, на усреднителе -0.5. Разворачиваюсь в сторону старта и оказываюсь через минуту в 200 метрах над ним. Думаю: вот здесь, по долинке подъемника должен бежать теплый воздух, а наверху - отрываться потоком! И вправду, нахожу тут хороший относительно широкий поток, закручиваю его - и устремляюсь вверх в хороших +2. Впоследствии я еще много раз находил хороший поток в этом месте. 

Здесь, над стартом, стоит хороший дежурный термик

Через несколько минут поток из +2 превращается в +3, закладывает уши - сглатываю несколько раз, чтобы выровнять давление на барабанных перепонках (а когда теряешь высоту помогает продуваться, как при нырянии). 

Все время в потоке пытаюсь работать: когда подъем падает, увеличиваю крен, когда растет - выполаживаюсь. Но когда протыкаешь ядро, в самом начале перегрузка возрастает, и дельтаплан на относительно небольшое выполаживающее движение шустро реагирует переходом почти в прямолинейный полет, а после, когда уже пролетел заброс и ощущаешь животом невесомость, как ни перебирайся в самый дальний угол трапеции, аппарат не слушается ни в какую. Пихай ручку вперед ни пихай. Все время из-за этого выпадаю в нисходняк вокруг ядра, и равномерного подъема в спирали так и не получается. Немного меняю тактику - во время увеличения набора, выполаживая спираль, подбираю ручку и увеличиваю скорость, а после заброса, делая закручивающее движение, произвожу серьезный пих ручки вперед. Да, так дело делается горааздо лучше! "Я всегда ввинчиваюсь в термик с отдачей ручки," - как-то сказал мне Макс Усачев, сопроводив слова жестом руки: на себя, в сторону и от себя. Передайте ему привет при встрече.

Набираю в этом потоке 700 метров над стартом, уже нахожусь на уровне вершин. Термик дальше не ловится, скороподъемность упала до нуля  - пора бы куда-нибудь полететь. Разворачиваюсь носом на запад. Снижение -1.5, это без нисходняка нормально для такой высоты. 

Помню, в Чегеме расстроился оттого, что обнаружил у своего тогдашнего дельтика минимальное снижение 1.5-1.7 м\c - старье, думал, надо менять... А потом посмотрел на скорость при этом по gps-ке - 55-60км/ч, ай-яй! Высота-то две тысячи, воздух разреженный, скорости увеличиваются, а качество не меняется. Тут то же. 

Лечу быстрее, внизу долинки, красиво, на гребне снег лежит, по нему дорога проходит... Разглядываю развалины то ли замка, то ли чего-то такого на перевале одного из отрогов (я там еще много потом пролетал, еще видел у дороги указатель туда: "Стары замок" - но пока туда не ездил). Растрачиваю по прямой высоту до 250 метров над стартом, что-то безрезультатно закручиваю, теряю еще 50 метров, разворачиваюсь назад. Склоны внизу все мохнатые, лес там лиственный, но пока еще голый и термичный - конец марта. Потом, думаю, тут, над зеленкой, вообще ничего не будет. На обратном пути опускаюсь все ниже, но нахожу нормальный термик. Барахтаясь в нем, выкручиваю метров 400 и снова прилетаю к дежурному потоку над стартом - он, представьте себе, не ослаб, так и ждет меня там :) Протыкаю одно из его ядер, все так же неловко закручиваю, постоянно выпадая в нули или минуса, но на усреднителе скороподъемность растет: +1.5...+2...+2.5... 

Тут вспоминаю одну вещь, о которой как-то позабыл за нелетную рабочую зиму: вариометр дает сигнал с запаздыванием в полсекунды-секунду, и это мешает реагировать вовремя. Пытаюсь сосредоточиться не на криках и воплях прибора, а на ощущениях перегрузки по всему телу. Вдавливает в подвеску - сразу легонько выполаживаю спираль, только начинает отпускать - закручиваю круче, заранее, дельтаплан все равно реагирует с задержкой... Виток один, виток другой - да, наконец целую спираль делаю в неравномерном, но наборе! Через виток выпадаю, ничего, снова центрую. Смотрю усреднитель - +3.8, прогресс! Снова закладывает уши. На 700 метрах над стартом поток снова разваливается, ладно - Полетели на этот раз на восток. Время уже половина четвертого. У меня глайд большой, слетаем туда, откуда дотяну до посадки без термиков. 

Поджав ручку, оценивая каждый протыкаемый пузырь, пролетаю один отрог, другой, впереди глубокое темное ущелье, прохожу над ним чуть ниже вершин. Дельше - покрытая снегом вершина хребта - лечу вдоль нее, внизу все бело... термиков почти нет, на уровне 300 метров выше старта отлетаю в сторону долины - там, над населенными лошадьми полянками, турбулентность гораздо выше. Нахожу довольно широкий подъем, закручиваю - в среднем +1, но и то хорошо, через 200 метров разваливается, лечу дальше - новый поток, тоже +1, но с ним выбрался уже на 600 метров над стартом. Смотрю вдоль склона - он вдалеке заворачивает, думаю: полечу туда, посмотрю только, что за поворотом - и назад ;) Лечу, а хребет плавно-плавно поворачивает к северу. Солнце клонится к закату, и тут в долинах уже скопились тени. Нахожу еще поток - сильнее других. Прислушиваясь к ощущениям, более-менее сносно (по сравнению с предыдущими) его выкручиваю - в пике на усреднителе +3.5. Смотрю - откуда-то рядом взялся парик на оранжевом крыле, крутит на 200 метров ниже и чуть в стороне. Отвлекся - выпал из потока, вкрутился снова, протянув против ветра, высота над стартом растет: 800... 900... на 950 скороподъемность превратилась ноль - бросаю. Оглядываюсь - над горизонтом темная коричневая полоса, слой инверсии. Все, выше сегодня и не выкрутить, значит. Лечу дальше, долетаю до самого конца хребта, вдоль которого перемещался: впереди равнина, слева глубокое и темное в это время ущелье, за ним, далеко, снежные вершины продолжения хребта. Полюбовался, посмотрел вниз, прыгать через ущелье не решился - там километров 10, как мне показалось (потом по модели рельефа посмотрел - 4). Разворачиваюсь, лечу назад, потихоньку расходуя высоту. Думаю: Кирилл сел сразу, он там меня уже два часа внизу ждет, надо садиться...

Долинка, другая, высота над стартом 100... 0... -100 метров... Крутить потоки уже неохота - с непривычки руки устали, все чаще отдыхаю: кладу локти на изгибы спидбара и лечу так, болтая руками в воздухе и "руля попой". Этим дельтиком так трудно эффективно управлять, периодически приходится перехватываться нормально. На предыдущем же крыле можно было сложить руки перед лицом и положить на них подбородок. Но не в термичку - тут лучше держаться покрепче. Нахожу более-менее широкий поток, закручиваю - но уже невнимательно, не особо стараясь. Набираю 400 метров - и дальше... Полянка, лошадки пасутся вот над ней поточек наверняка от перегиба отрывается. Пролетаю в 50 метрах над небольшим табуном, отхожу от склона - какие-то мелкие плюса, но не закрутить, лечу дальше. Высота - примерно уровень старта, это напрягает. Смотрю - длинная долинка, значит там долинный ветер, а тут она изгибается - там малеький динамик, должен срываться поток, лечу туда... не находится, но начинаю лететь дальше по ветру - о, что-то широкое, закрутил, +0.5, набрал в этом 100 метров, летим дальше... О, перегрузка, и варик пищит секунды три, закручиваю - в нисходняк, протягиваю. Вяло барахтаясь, набираю в среднем +1, когда превращается в ноль, у меня уже 500 метров над стартом. Впереди знакомое глубокое ущелье - прыгаю через него. Смотрю внизу - а там то ли озеро, то ли бассейн прямо на склоне, и одинокий домик на берегу, сказочный пейзаж, прямо домик моей мечты...

Прилетаю к старту на высоте 300 над ним. Над посадкой, значит, у меня 1200. Ладно, уже 3 часа катаюсь - пора бы и вниз. Лечу на Сопот... Тут все крыши покрыты черепицей - так классно. Вообще такой тихий, клевый, добрый городок, только вот по-болгарски еще не говорю... Долетел до посадки, над ней - 1000. Что делать? Надо погонять. Стравил в погонялках метров 300, надоело, да и руки уже устали. Тогда расстегиваю подвеску - тренируюсь переходить в вертикаль, не возмущая крыло, не цепляя трос. Сделал раз 20 - вроде получается. Высота 500 Протягиваю руку за парашютом, чтобы вытянуть его на половину. Во второй вчерашний полет садился без него, так как просто не нащупал в толстой перчатке, а времени возиться не было. Ага, вот он... Вытягиваю случайно целиком, ну вот... Ладно, держа в руке, берусь за спидбар. Лечу еще раз в сторону Сопота, он сверху такой приятный, игрушечно-яркий, красивый. Поворачиваю назад, высота 300. Над площадкой какие-то нолики. Думаю: надо над водой покрутиться, там поднимать не будет - лечу к озеру, и вправду, тут  снижение ровно -1. Стравил высоту метров до 100, пора уже делать "коробочку". Отлетаю подальше, первый разворот - лечу по ветру. Улетаю за пределы площадки, второй разворот - 90 градусов. Пытаюсь оценить снос по ветру, а его почти нет. Блин, вижу, что на третий разворот высоты слишком много - пролетаю ширину площадки, делаю над загоном для лошадей две восьмерки, третью - айай, уже низко, выравниваюсь... ан нет, много, я же птица с огроменным долетом... зажимаю ручку, бросаю парашютик, вертикализуюсь, жму сильнее, крутая глиссада, вот и земля, пихаю - все, на ногах, фух ) 

Красным отмечен мой примерный маршрут в тот день - 50км

Все дельтики были уже внизу и собраны, пилоты готовились разъезжаться по домам. Мне оставалось собрать крыло, погрузить на машину Кириллу, и мы направились обратно к подъемнику. 

День удался) Я начал влетывваться в крыло по-настоящему - в обработке потоков, и хоть пока это у меня выходит из рук вон плохо, прогресс есть. Общая длина сделанного маршрута - чуть больше 50 километров, это совсем немного, но все впереди ;)

В следующий полет я пролетел уже 100 километров, но об этом я расскажу в следующий раз. Желаю вам красивых полетов и добрых дел, до новых встреч!

PS. Я нашел в сети фото того домика с бассейном в горах, вот, наслаждайтесь:
Тот самый домик с бассейном в горах.
Автор фотографии: Pavel Chonov

1 комментарий:

  1. Если не считать мой самый первый двадцати трех часовой маршрут в Сопоте, то первый нормальный маршрут был такой же =).
    Хоть и не весной, но после Монте Куко, потоки казались очень рваными и тяжело закручиваемыми.

    ОтветитьУдалить