пятница, 30 марта 2012 г.

Облет комбата над Сопотом

...Итак, коммит отправлен, теперь можно отвлечься от работы и написать пару строк сюда.

Не буду нарушать хронологию и расскажу вначале о своих самых первых полетах в Болгарии. Полетах сверху вниз. Именно в этом и была моя первоначальная задача, так как, помимо всего, мне предстояло влетаться в новое крыло, причем безмачтовое (Aeros CombatL-13). До этого долгое время я летал на довольно старом мачтовике, и в этот день мне предстояло сделать качественный прорыв.

В 10 утра на старте

Утром следующего после прибытия дня, в 09:00, я уже был у подъемника и был намерен подняться как можно раньше наверх и стартовать до термички, чтобы при минимуме турбулентности в воздухе погонять крыло в разных режимах. Накануне вечером, если помните, я побегал с ним по ровному месту и сделал короткий подлет с маленькой горки, во время которого минимально убедился, что дельтаплан летит прямо. Большего я в данных условиях сделать не мог, и мне предстояло нарушить очень важное правило: не совмещать двух и более факторов новизны. Это очень важное правило как в авиации, так и во всех экстремальных видах спорта, и игнорирование его чревато существенным увеличением риска. У меня же было  ровно два фактора новизны: новый дельтаплан и новое место полетов, - но в данном случае альтернатива была не летать вообще. Тем более лично я предпочитаю знакомство с новой техникой (опробованной на земле) в продолжительном полете на высоте, где можно безопасно  летать в самых разных режимах. Список того, что надо было сделать во время облета, у меня насчитывал примерно с десяток пунктов.



Около кафе в Шамбале меня ждал болгарский товарищ, пилот Кирилл, и мы вместе до начала работы подъемника съездили посмотреть посадочную площадку за бензозаправкой и установить посреди нее "колдун" (конус-ветроуказатель). Что было подмечено - это присутствие на поляне камней размером с два кулака и огромное количество сусликов. Позже во время ожиданий автомобиля я обнаружил в этом месте еще много интересного, от довольно шустрого беспроводного Интернета до трогательных лошадок в загоне неподалеку.

Лошадки гуляют по старту

Первая погрузка на подъемник оказалась весьма простой, так как специально для меня его остановили и помогли мне обустроиться на сиденьях. Ветра особого не было, вид вокруг чудесный, солнышко греет... чавклый мокрый противный Питер даже не вспомнился. Наверху я благополучно спрыгнул с подъемника и отправился на старт, по которому в феерической идилии прогуливалось лошадиное семейство. Продуктов жизнедеятельности этих самых лошадок на старте валяется превеликое множество, так что даже приходилось выбирать, в каком месте лучше собирать дельтаплан. По совету Кирилла мы отправились метров на 100 вверх по склону, туда, откуда обычно стартуют парики. Позже местные дельтики нас за это высмеяли: и внизу, на уровне прибытия, старт весьма  хорош.

Подъемник продолжал работать, поднимая наверх туристов и многочисленных маунтинбайкеров (вот уж настоящие экстремалы!), а мы собирали свои дельтапланы. Кирилл собрался и вышел на старт первым, я внимательно проследил за его полетом. Метеорологический ветер практически отсутствовал, но склон еще не успел сильно прогреться, чтобы задул склонный бриз,  и следовало подождать слабого порывчика, чтобы оторваться от земли без приключений. В свою очередь, я тоже собрал все чехлы, прикрепил к стойке и включил вариометр, одел подвеску, шлем, перчатки, еще раз обошел и проверил дельтаплан, подцепился, вытянул полиспаст на длину одного спидбара, развернулся, проверил подвес, вышел  на, как мне казалось, наиболее крутой участок склона и принялся ждать порыва, вглядываясь в обстановку и проигрывая в голове план полета и различные ситуации.


Приемный пункт подъемника и стартовый уклон


У меня давно нет мандража перед полетом, равно как и нетерпеливости, но вообще люблю несколько минут просто посидеть с дельтапланом на старте. За это время обычно напоминаю себе о важных вещах, спокойно обдумываю то, что может произойти во время старта и полета, внимательно всматриваюсь в то, что происходит на старте и в воздухе: ветер, влияние рельефа, зоны прогрева, приметы термиков, птицы...

В какой-то момент такого сидения "колдун" дернулся и показал слабый встречный ветерок. Я прислушиваюсь: ветер легонько зашумел в ушах - признак того, что я смогу без больших проблем разогнаться до летной скорости. В следующий момент поднимаю крыло, и, не тратя лишних секунд, плавно начинаю разбег. Дельтаплан на удивление быстро начинает нести и отрывает меня от земли, я поджимаю ручку, чтобы добрать скорости, пролетаю  несколько метров над самым склоном, потом, уже отдаляясь, плавно перехватываюсь и вытягиваюсь в подвеске. Все, я лечу. Никакого волшебства. Прислушиваясь к периодически попискивающему вариометру, застегиваю подвеску и лечу вдоль склона в направлении посадочной площадки, чтобы не проморгать момент, когда еще смогу до нее дотянуть. Время на приборе: 10:30.

Горы, горы, горы - как это красиво для жителя равнин

Пролетев примерно с километр, еще раз смотрю на прибор - ага, высота над посадкой 900, она в зоне прямой  видимости, и первый пункт летного задания выполнен: успешный старт, полет в зону испытаний ;) В воздухе присутствует небольшая турбулентность, уже несколько раз я протыкал маленькие потоки, впрочем, слишком узкие для того, чтобы их обработать...

Итак, поехали.  Сперва делаю несколько пологих поворотов. Крыло реагирует на движения не сразу, с секундной задержкой. Пузырь теплого воздуха поддул под крыло, образовав крен, пытаюсь его выправить - получилось только через пару секунд, когда из него вылетел. Ах да, я же не сбросил полиспаст после старта. Расслабляю парус - действительно, рулиться стало заметро легче, но все равно туговато. Пробую с дачей ручки: добираю скорость, ручку в сторону, на долю секунды от себя, потом обратно в центр - реакция крыла намного быстрее. Так, в поворотах легко скользит на крыло даже с полностью отпущенным полиспастом, эеспериментирую с отдачей ручки: при кренах до 30 градусов пихать не надо, достаточно отпустить ручку управления в балансир, но в поворотах круче если ее не отдать, дельтаплан опускает нос вниз и добирает скорость доворотом с небольшим клевком.

В балансирном положении летит очень медленно, и почти не рулится, отдаю ручку - начинает ватно подергивать спидбар из стороны в сторону... Ладно, плавно пихаю ручку еще чуть дальше: "У-у-у-у!" - говорит вариометр. Значит, сорвал крыло и падаю животом вниз. Как ни странно, без штопорного разворота, и ни одна сторона не опускается ниже другой - хорошо! Плавно, очень плавно прибираю ручку на себя, но нос быстро опускается вниз, дельтаплан делает резкий, очень резкий клевок, ускоряется, выравнивается, делает попытку задрать тангаж, но я, проговаривая вслух что-то матерное, не даю ему снова потерять скорость, ужерживая спидбар где-то на уровне груди. Смотрю на прибор: потерял больше 50 метров высоты с этими пиханиями ручки. Теперь выровнялся, лечу прямо и довольно быстро, судя по ветру в ушах, говорю с облегчением: "Фух!" - и отпускаю ручку где-то на 10 сантиметров... Угу, фух! Дельтик сразу дает перегрузку и делает горку, варик орет - это крыло очень легко отдает запасенную энергию, это надо постоянно учитывать.

Время погонять на большой скорости. Зажимаю ручку до груди - ветер орет в ушах. В воздухе все-таки турбулентно - это стало чувствоваться гораздо сильней. Зажимаю ручку еще сильней - ощущения от того, что начинаешь лететь вниз, как на мачтовике, нет, дельтаплан вместо этого зависает на месте, а только внизу все быстрей проворачивается земля... Пинок  под крыло, выправляю крен - но слишком сильно, и видимо, чуть-чуть выдав ручку - перегрузка, крен 60 градусов, нос вниз, крен в другую сторону - сделал несколько глубоких па "голландского шага" прежде, чем остановил раскачку. Страшно, дух захватывает! Так, надо еще раз, чуть помедленнее, я должен научиться адекватно управлять в этом режиме. Делаю еще несколько попыток разогнаться и пролететь подольше на большой скорости в данных условиях: получилось гораздо лучше, но все равно не идеально. Главное - дозированно управлять и не расходовать ручку, реакция крыла сильная, но с большой задержкой.

Кирилл улетел, следующий я

Ладно, выровнялся, полетел в сторону склона, смотрю высоту - над посадкой 450 метров. Тут увеличивается турбулентность, тянет за шкирку, вариометр начинает заливаться. "Тысяча триста один, тысяча триста два - О!" - считаю про себя секунды. - "Тысяча триста три..." Закладываю спираль и выпадаю из термика. Термик позади, докручиваю в него, выравниваюсь на секунду, варик пищит, снова спираль - нет, рано, через полоборота снова выпадаю. Докручиваю сильней, выполаживаю, протягиваю, закрениваю - блин, выпадаю из ядра с другой стороны... Поглядываю на усреднитель - в среднем за 15 секунд скороподъемность +1, живем! Несколько минут барахтаюсь, но нормально вкрутиться так и не удалось - все время выпадаю в минуса. На усреднителе значение постепенно упало до нуля и поменяло знак, бросаю поток и направляюсь в сторону долины. Немного, 150 метров, набрать удалось. Но обрабатывать потоки на этом крыле еще учиться и учиться...

Следующий пункт плана - пробую порулить одной рукой. Но тут ручка в балансире находится на уровне лица - приходится очень сильно напрягать запястье, а без отдачи ручки дельтаплан управляется весьма туго. Мое предыдущее мачтовое крыло, старенькая Santana-14 с "ушками", было характерно ручкой в нормальном летном положении на уровне груди - гораздо ближе к центру тяжести моего тела, и за счет этого было довольно просто с ним справляться одной рукой (хотя само по себе оно было туго в управлении). Попробовал положить локоть на спидбар и порулить, добрав скорости и сместив ручку ближе к груди - так лучше, но все равно не получается полностью справиться с увеличивающейся с наступлением дня турбулентностью.  Руки за 10 минут полета уже заметно начали уставать - не научился пока что управлять новым дельтапланом рационально. Как показывает мой опыт, для этого надо полетать в термичку часа так три и по-настоящему устать, после этого крыло прирастает к спине, и начинаешь его направлять гораздо более эффективным способом - силой мысли ;)

Высота снова 450, пора приступить к следующему пункту плана - поиграть с крылом в вертикали. Расстегиваю подвеску, выпускаю ноги, перебалансировываюсь в вертикальное положение тела, пытаюсь перехватиться за стойки - и тут подстава! На тех крыльях, на которых я обычно летал до этого, крепление задних тросов находилось гораздо дальше на килевой, и я привык перехватываться широким жестом "назад-вбок-вверх-и-вперед", но когда я его произвел сейчас, рука зацепила и пихнула задний трос, и мне пришлось потратить целую секунду на то, чтобы все-таки схватиться за стойку нормлально и перехватиться, так же цепанув, другой рукой. Крыло получило небольшое возмущение. Мелочь, но секундная неуправляемость на малой высоте перед самой посадкой может дорого стоить. Я попереходил в горизонталь и снова вертикализовывался еще раз двадцать, и только после этого, удостоверившись, что могу это делать нормально, не цепляя троса  и не раскачивая аппарат, нашел взглядом установленный нами утром колдунчик, прикинул ветер (а он подул уже совсем в другом направлении) и заложил плавную спираль, планируя заход на посадку.

Пора садиться. Протягиваю назад левую руку, с трудом в толстой перчатке нащупываю веревочку тормозного парашютика, вытягиваю его где-то на 20 сантиметров из кармана. Высота - 200 метров над посадкой. Побалтывает, периодически варик пищит, и подолгу... Планирую вход в "коробочку" - лечу через все посадочное поле туда, смотрю прибор - высота 190. Так, ладно, улетаю обратно, снова прилетаю в эту точку - делаю зигзаги по 300 метров, а высота почти не уменьгилась - 180. Так, тогда пробую плавно что-нибудь закрутить - ничего не получается, и в итоге все-таки сливаюсь до сотни над землей. Вытягиваю немного полиспаст - надо. Улетаю дальше запланированной точки захода, делаю пролет по ветру, зажав ручку, уже лечу над домами, и что за черт - высоты слишком много. Тут уже не термики сказываются, а  качество дельтаплана - не привык еще к такому. Ладно, протягиваю руку, вытаскиваю парашютик за петлю до конца, держа его в руке, берусь ей за спидбар. Разворот на девяносто, потом 180, две восьмерки, и вот, наконец, уже на 30-40 метрах выхожу на глиссаду над заборами. Смотрю вперед... и не вижу точки, куда сажусь. Ее во время посадки обычно видно всегда: то, что за ней, "уходит наверх", а то, что ближе - двигается под тебя. А тут под меня двигается вообще все... и шоссе впереди тоже... Поджимаю ручку, бросаю вниз парашютик... Ничего не изменилось... А нет, слава богу, снижаюсь гораздо круче. Перехватываюсь, беру ручку на себя, круто ныряю вниз, у земли выравниваюсь, а скорости нет, почти сразу пихаю ручку - и вот уже я стою на ногах.

Выше тысячи восьмисот по абсолютке в конце марта еще лежит снег

Результат - полет 25 минут, сверху вниз. Собрал крыло, погрузили на машину, приехали на подъемник  где-то в час дня. А он временно остановлен - пока народу на него мало. Над стартом парики набирают, на небе кучевочка, а мы внизу... Очередь в итоге набралась (мы успели перекусить), поехали наверх, собрали крылья, а время уже за четыре часа... Я надеялся что-то выкрутить, но погода уже ослабла, так что слетели оба опять вниз минут за 15, потоки были уже узенькие-узенькие и совсем не сильные.

Когда отъехали от посадки, уже темнело (в семь вечера тут уже далеко не сумерки), усталые и сонные.

Общий итог дня - облет нового для меня спортивного дельтаплана CombatL. Вообще купить безмачтовое крыло я решил на Чемпионате России 2011, когда, вышкребываясь в хвостах потоков на своей старенькой Сантане, увидел, как круто по сравнению со всеми мачтовиками летают Комбаты и Лайтспиды. И вот, прокатившись уже на своем аппарате такого класса (Сантану я отдал в клуб Наталье Петровой осенью) и погоняв его так и эдак - остался доволен. Еще бы. В следующие дни я полетал на нем маршруты, а это уже полеты снизу вверх, а не сверху вниз, и сейчас уже не знаю, как вообще можно летать на чем-то другом. Но о том расскажу в следующий раз.

PS. В этот день Кирилл снял видео со спидбара своего дельтаплана и из него смонтировал ролик. Предлагаю его вашему вниманию:



Комментариев нет:

Отправить комментарий